Основными актами федерального законодательства Российской Федерации являются законы. Поскольку законы обладают высшей юридической силой, они нуждаются в особой процедуре принятия. Рассмотрим основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1.законодательная инициатива;
2.предварительное рассмотрение законопроекта;
3.рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;
4.рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
5.подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Существуют также и дополнительные стадии (которые могут иметь место в случае возникновения разногласий по поводу принятия того или иного закона):
1. преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
2. повторное рассмотрение парламентом законов, отклоненных Президентом РФ.
|
|
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные стадии законодательного процесса. Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива. Это право внесения в Государственную Думу законопроекта. Таким правом обладают: Президент РФ; Совет Федерации и его члены; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные органы субъектов РФ; Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ.
Следующая стадия — предварительное рассмотрение законопроекта. На этой стадии проект закона направляется в Государственную Думу, назначается ответственный комитет, законопроект проходит экспертизу и, наконец, направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение палаты.
Рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой осуществляются в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция закона, дается оценка его актуальности и практической значимости, а также соответствия Конституции РФ. Во втором чтении обсуждаются поступившие поправки. Принятый во втором чтении законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который назначает третье чтение для голосования в целях принятия проекта в качестве закона. В случае отклонения проекта он возвращается в ответственный комитет для доработки.
Для принятия Федерального закона требуется, чтобы «за» проголосовало большинство депутатов. Для принятия Федерального Конституционного закона требуется одобрение не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.
Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации для одобрения. Поступивший из Государственной Думы в Совет Федерации закон направляется в ответственный комитет Совета Федерации для подготовки заключения по данному закону. На этой стадии принимается решение отклонить или одобрить закон.
|
|
Совету Федерации так же как и Государственной Думе, необходимо одобрение большинства членов для принятия Федерального закона, но для принятия Федерального Конституционного закона необходимо три четверти голосов парламентариев,
Отклоненный закон направляется на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Для преодоления возникших разногласий может быть создана согласительная комиссия, состоящая из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Президент в течение 14 дней подписывает закон и обнародует его.Однако Президент имеет право вето, т. е. право отклонить закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.
Парламент может преодолеть вето Президента, повторно приняв закон в прежней редакции. В этом случае Президент подписывает закон в течение семи дней. На Федеральные Конституционные законы Президент не имеет права вето.