1.Киснево-транспортна система та витривалість
Развитие общей выносливости обеспечивается разносторонними перестройками в дыхательной системе. Повышение эффективности дыхания достигается:
- увеличением (на 10-20 %) легочных объемов и емкостей (ЖЕЛ достигает 6-8 л и более),
- нарастанием глубины дыхания (до 50-55% ЖЕЛ),
- увеличением диффузионной способности легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких, протекающей через расширяющуюся сеть капилляров,
- увеличением мощности и выносливости дыхательных мышц, что приводит к росту объема вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной емкости легких (остаточному объему и резервному объему выдоха).
Все эти изменения способствуют также экономизации дыхания: большему поступлению кислорода в кровь при меньших величинах легочной вентиляции. Повышение возможности более выгодной работы за счет аэробных источников энергии позволяет спортсмену дольше не переходить к энергетически менее выгодному использованию анаэробных источников, т. е. повышает вентиляционный порог анаэробного обмена (ПАНО).
|
|
2.Морфофункціональні особливості організму підлітків та їх урахування в режимі рухової активності.
Подростковый возраст (12-15 лет для девочек и 13-16 лет для мальчиков)
§ Усиление темпов роста и развития организма и отдельных его частей, выраженные эндокринные сдвиги, половое созревание
§ Прирост длины тела - от 7 до 9см, массы тела -3-6кг ежегодно. Масса мышц составляет в 15 лет-33% веса тела
§ Объем сердца -620 см3
§ Рост просвета сосудов отстает от роста массы сердца, поэтому создаются предпосылки к возникновению функциональных шумов в сердце, повышению сосудистого тонуса и АД. АД макс. в15 лет- 116мм рт. ст, а иногда повышается до 130-140 мм рт. ст.(юношеская гипертония)
§ МОК в 15 лет-3,15 л/мин, ЧСС в покое –76 в мин., СО- 42,5 мл
§ ЧД у 15-летних- 18 дых/ мин, МОД-5400мл, ЖЕЛ-3200мл, МПК-2299мл/мин
§ Высокая подвижность нервных процессов, но может ухудшиться двигательная координация
§ Приближается к взрослым темп движений, статическое равновесие, двигательная координация, увеличивается динамическая и статическая выносливость
§ Имеются предпосылки для развития быстроты и скоростно-силовых движений. Формируется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку.
§ Возраст благоприятен для развития силы (у мальчиков).В 14-17 лет отмечается ее скачкообразное нарастание
Особенность этого возраста - слабость клеток коры головного мозга, несовершенство нервной и гуморальной регуляции, неустойчивость вегетативной нервной системы, в дисгармонии темпов роста сердца, сосудов и массы тела, что обусловливает повышенную чувствительность организма к физическим нагрузкам
|
|
3.Нормування фізичних навантажень в оздоровчому та спортивному тренуванні.
Для определения оптимальной двигательной активности взрослого здорового человека можно использовать суточный показатель количества шагов: 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уровень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки (1700 ккал - основной обмен и 500-700 ккал
- на мышечную работу). Опыт изучения двигательной активности различных контингентов населения показывает, что в зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10-15 тыс. шагов в сутки, а в пожилом возрасте - 6-8 тыс. шагов. Подвижность детей дошкольного и младшего школьного возраста очень высока. Число шагов, проходимых в 1 день дошкольниками в зимний период, составляет в возрасте 3-4 лет 11,2 (девочки) и 11.9 тыс. шагов (мальчики), в 5 лет, соответственно, 12 и 13,5 тыс. шагов, в 6-7-лет
- 13,6 и 15,0 тыс. шагов, в 8 лет - 16,2 и 18,1 (до 22-24 тыс. шагов). Однако этот уровень подвижности не всегда реализуется. В детских садах и, особенно, в школах дети и подростки испытывают значительный дефицит двигательной активности, что приводит к росту заболеваний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.
Повышению функциональных возможностей организма, сохранению здоровья и развитию профессиональных психофизиологических особенностей, физических качеств и формированию двигательных навыков способствует профессионально-прикладная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности, военному труду. Так, например, повышение вестибулярной устойчивости, достигаемое в плавании, акробатике, гимнастике, спортивных играх, имеет большое значение для летчиков, космонавтов; быстрота реакции, высокая надежность сенсорных систем, скорость переработки информации, развиваемые в ситуационных видах спорта, необходимы профессионалам-операторам, радиотелеграфистам, машинисткам; высокий уровень развития силы и выносливости требуется геологам