Формирование и развитие личности происходит в контексте ее социализации.
Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя:
· усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду;
· процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей.
Социализация – процесс, который продолжается с момента рождения человека до окончания его жизни.
Сферы, в которых происходит становление личности:
1) деятельность – в контексте выполнения какого-либо вида действия происходит 3 чрезвычайно важных процесса:
· ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности;
· центрирование вокруг главного;
· освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости;
2) общение;
3) самосознание – становление в человеке образа «Я» (отделение «Я» от выполняемой деятельности, интерпретация «Я», соответствие данной интерпретации интерпретациям других людей); самосознание – психологический феномен, включающий компоненты:
· самореализацию (активность человека в различных сферах жизни);
|
|
· самоутверждение (процесс достижения человеком какого-либо результата и удовлетворенность или неудовлетворенность им);
· самооценка.
→ самосознание – контролируемый процесс, который определяется постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности.
Стадии социализации:
1) дотрудовая стадия – охватывает период от 0 лет до начала трудовой деятельности:
· ранняя социализация (от рождения до поступления в школу);
· стадия обучения (обучение в школе и период юности)
2) трудовая стадия – охватывает весь период трудовой деятельности человека;
3) послетрудовая стадия – пенсионный период и пожилой возраст.
Институты социализации:
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется посредством определенных групп. Данные группы передают личности социальный нормы, опыт и убеждения. Таким образом, данные группы выступают трансляторами общественного опыта → институтами социализации.
На дотрудовой стадии, в период ранней специализации, → семья и дошкольные детские учреждения. В семье осуществляется первичная социализация личности, в рамках семьи ребенок приобретает первые навыки взаимодействия, осваивает новые социальные роли, осмысливает социальные нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка его «Я-образа». Большое значение для формирования поведения и активности ребенка имеет состав его семьи, степень ее сплоченности и способы разрешения конфликтов. В семье формируются первичные представления о правах личности.
|
|
На стадии обучения и в период юности → образовательные учреждения. Основная функция данных институтов – предоставление первичных знаний человеку как гражданину: происходит осознание социальных прав, социальных возможностей, расширение сферы взаимодействия личности.
На трудовой стадии социализации → трудовой коллектив.
На послетрудовой стадии → семья и общественные организации.
Социализация человека происходит в контексте его жизненного пути.
Жизненный путь – история личности и субъекта деятельности на определенном этапе исторического времени.
Этапы жизненного пути человека:
1) подготовительный этап:
· воспитание в семье и обучение школе;
· профессиональное самоопределение и самообучение;
2) старт – начало профессиональной самостоятельной жизни, а также самостоятельной жизни в обществе;
3) кульминация – момент наивысших достижений профессиональной деятельности;
4) вторая кульминация – возможен только у тех людей, которые длительное время занимаются творчеством
5) финиш – завершение процесса развития субъекта деятельности и познания.