Формирование и развитие личности

Формирование и развитие личности происходит в контексте ее социализации.

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя:

· усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду;

· процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей.

Социализация – процесс, который продолжается с момента рождения человека до окончания его жизни.

Сферы, в которых происходит становление личности:

1) деятельность – в контексте выполнения какого-либо вида действия происходит 3 чрезвычайно важных процесса:

· ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности;

· центрирование вокруг главного;

· освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости;

2) общение;

3) самосознание – становление в человеке образа «Я» (отделение «Я» от выполняемой деятельности, интерпретация «Я», соответствие данной интерпретации интерпретациям других людей); самосознание – психологический феномен, включающий компоненты:

· самореализацию (активность человека в различных сферах жизни);

· самоутверждение (процесс достижения человеком какого-либо результата и удовлетворенность или неудовлетворенность им);

· самооценка.

→ самосознание – контролируемый процесс, который определяется постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности.

Стадии социализации:

1) дотрудовая стадия – охватывает период от 0 лет до начала трудовой деятельности:

· ранняя социализация (от рождения до поступления в школу);

· стадия обучения (обучение в школе и период юности)

2) трудовая стадия – охватывает весь период трудовой деятельности человека;

3) послетрудовая стадия – пенсионный период и пожилой возраст.

Институты социализации:

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется посредством определенных групп. Данные группы передают личности социальный нормы, опыт и убеждения. Таким образом, данные группы выступают трансляторами общественного опыта → институтами социализации.

На дотрудовой стадии, в период ранней специализации, → семья и дошкольные детские учреждения. В семье осуществляется первичная социализация личности, в рамках семьи ребенок приобретает первые навыки взаимодействия, осваивает новые социальные роли, осмысливает социальные нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка его «Я-образа». Большое значение для формирования поведения и активности ребенка имеет состав его семьи, степень ее сплоченности и способы разрешения конфликтов. В семье формируются первичные представления о правах личности.

На стадии обучения и в период юности → образовательные учреждения. Основная функция данных институтов – предоставление первичных знаний человеку как гражданину: происходит осознание социальных прав, социальных возможностей, расширение сферы взаимодействия личности.

На трудовой стадии социализации → трудовой коллектив.

На послетрудовой стадии → семья и общественные организации.

Социализация человека происходит в контексте его жизненного пути.

Жизненный путь – история личности и субъекта деятельности на определенном этапе исторического времени.

Этапы жизненного пути человека:

1) подготовительный этап:

· воспитание в семье и обучение школе;

· профессиональное самоопределение и самообучение;

2) старт – начало профессиональной самостоятельной жизни, а также самостоятельной жизни в обществе;

3) кульминация – момент наивысших достижений профессиональной деятельности;

4) вторая кульминация – возможен только у тех людей, которые длительное время занимаются творчеством

5) финиш – завершение процесса развития субъекта деятельности и познания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: