Глоссарий. Анализ данных многомерный –анализ зависимостей и взаимозависимостей между несколькими характеристиками

АНАЛИЗ ДАННЫХ МНОГОМЕРНЫЙ – анализ зависимостей и взаимозависимостей между несколькими характеристиками.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – один из основных способов развития социологического знания. Выделяют два типа социологических исследований: теоретико-прикладные, направленные на разработку новых подходов и более углубленное изучение определенных социальных проблем, и прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем. Социологическое исследование включает в себя четыре основных этапа:

1. Разработка теоретической концепции и программы исследования.

2. Полевой период (сбор первичных данных и их подготовка для обработки).

3. Обработка и анализ данных.

4. Итоговые отчеты и публикации.

Разработка программы – очень важный этап, в значительной мере определяющий успех всего исследования. В программе формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяется объект (социальная группа – носитель исследуемой социальной проблемы) и предмет (те характеристики, в которых выражается проблема) исследования. Формулируется гипотеза исследования, т.е. предположительное объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования. Общность, которая изучается в данном исследовании, называется генеральной совокупностью (вся молодежь, или сельская молодежь, или городская молодежь и т.п.). Однако вся генеральная совокупность обычно не исследуется. Та часть генеральной совокупности, которая непосредственно охватывается данным исследованием, называется выборкой. По полученным на выборке данным выводы распространяются на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной, т.е. состав выборки по выделенным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

Мера подобия (или степень отклонения) называется ошибкой выборки. Надежной считается выборка с ошибкой в 3–5%. Существуют специальные коэффициенты для расчета объема выборки в зависимости от допустимого уровня ошибки. Теперь необходимо перейти от теоретической модели объекта исследования к модели эмпирической, т.е. "разложить" теоретические понятия на эмпирические индикаторы – такие характеристики, которые могут быть измерены. Здесь очень важно найти точки соприкосновения теоретических понятий с реальными социальными процессами и явлениями. Поиск эмпирических значений теоретических понятий – сложная процедура, в ходе которой можно "потерять" важные характеристики объекта. Следующий шаг – превращение эмпирической системы в числовую, т.е. поиск способов количественного (числового) выражения и измерения качественных признаков и их взаимосвязей. Для решения этой задачи конструируются специальные единицы измерения, строятся шкалы и т.д. Когда проведены эти операции и разработан инструментарий исследования, проводят его проверку на небольшом количестве респондентов (опрашиваемых) – так называемое пилотажное исследование. Только после этого наступает второй – полевой этап социологического исследования, т.е. работа на основном массиве. Используются следующие основные методы сбора данных:

1. наблюдение (включенное и невключенное);

2. анализ документов (один из основных методов – контент-анализ, т.е. анализ смысловой нагруженности текстов);

3. опросы (анкеты и интервью);

4. тесты.

В обработке данных, полученных в результате социологического исследования, используются многочисленные методики – от простейших методов первичной обработки (таких, как группировки и эмпирическая типологизация) до сложнейших математических методов обработки, позволяющих построить модели многомерной зависимости различных характеристик исследуемого объекта. Существуют специальные компьютерные программы, которые делают эти методы достаточно доступными. Двум основным методологическим подходам, существующим в социологии, соответствуют два основных типа социологических исследований, условно обозначаемые как "количественные" и "качественные". В русле социологии социоцентрической ориентации проводятся традиционные "количественные" исследования, ориентированные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. В них все индивидуальное отсеивается как случайное. Такие исследования надежны в стабильных обществах, где социальные тенденции устойчивы и долговременны. Не случайно расцвет "количественной" социологии приходится именно на такие периоды.

В переломные, нестабильные периоды общественного развития требуются более гибкие подходы, которые способны уловить только формирующиеся социальные тенденции, только возникающие социальные явления. В таких ситуациях более эффективным оказывается "качественное" исследование, которое, в соответствии с установками гуманистической методологии, ориентировано именно на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии. Это "другая" методология социологического исследования. Она существенно отличается от стратегий и процедур "количественной" социологии, так как базируется на иной логике на всех стадиях научного поиска: от теоретической установки исследователя, фокуса его интереса до процедуры сбора и интерпретации данных. Главное отличие общей стратегии качественного исследования состоит в открытом, поисковом, неструктурированном подходе к проблемной ситуации; в многомерном исследовании объекта на основе отсутствия предварительной схемы, оставляющей "за скобками" исследования многие, особенно новые, аспекты исследуемой проблемы: здесь теоретическая концепция формулируется не в начале исследования, а "на выходе"; в естественном изучении объекта в естественных для него условиях с использованием гибкого, неформализованного инструментария (нарративные. т.е. повествовательные интервью, фокус-групповое исследование и т.п.).

Современная социология все более широко использует "качественные" методы и виды исследования отдельных общностей (кейс-стади), труднодоступных для анализа другими методами (таких, как преступные группировки, социальные элиты, религиозные секты и т.п.); этнографические исследования различных уникальных культурных групп (казачество, крестьянство и т.п.); исторические исследования – семьи, истории жизни человека и т.д. Однако в крупных социологических исследованиях методы "количественной" и "качественной" социологии обычно используются совместно в различных комбинациях или параллельно.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, тем, лозунгов и т.п.).

КОРРЕЛЯЦИЯ – вероятностная или статистическая зависимость двух характеристик.

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ – социальная реальность, общество в целом и отдельные его «части» (личность, семья, экономика, политика и т.д.). Является объектом не только социологии, но и других общественных и гуманитарных наук.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ – особая сторона или сфера социальной реальности, характеризующаяся социальными законами и закономерностями развития и функционирования этой реальности, вся совокупность социальных связей и отношений.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ – документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными и практическими задачами.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков, полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.

СОВОКУПНОСТЬ ВЫБОРОЧНАЯ – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов для получения информации о всей совокупности в целом. Необходимость определения выборочной совокупности (выборки) связана с тем, что большинство социологических исследований не носят сплошного характера в силу больших затрат различных ресурсов (финансовых, человеческих и др.). При формировании выборочной совокупности необходимо учитывать наличие или отсутствие случайного (вероятностного) механизма отбора и объективности при отборе. С учетом степени проявления этих факторов различают два основных типа выборки: случайная (механическая, вероятностная) и целенаправленная.

Модель выборочной совокупности обследуемых (респондентов) обычно формируется с помощью различных приемов районирования, сегментации генеральной совокупности, расчленения её на фрагменты, в которых по определенным правилам определяются единицы отбора (например, страна, регион, тип поселения, квартал, улица, квартира, производственная бригада, школьный класс, студенческая группа, семья и т.д.). Различают также единицы наблюдения (например, случаи нарушений производственной дисциплины, балльные оценки успеваемости т.д.).

Большое значение в социологии имеют оценка качества выборки, а также природы и величины ошибок, возникающих при её расчете. Одним из критериев оценки качества выборки является её репрезентативность. Обоснование типа, объема (количества единиц) и структуры выборочной совокупности осуществляется в соответствии с характером задач и гипотез исследования при учете наличной и доступной информации, прежде всего данных статистики и результатов пилотажных опросов.

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ – множество всевозможных социальных элементов (объектов), имеющих какую-либо общую характеристику и принадлежащих к определенной системе, которая подлежит изучению в рамках программы социологического исследования. В силу своеобразия предметной сферы любого исследования формирование генеральной совокупности может иметь некоторые особенности (в смысле определения её пространственно-временных границ).

В каждом конкретном случае социолог решает, есть ли необходимость изучать все элементы (объекты) генеральной совокупности, или некоторые из них можно без особых потерь оставить за рамками анализа (вследствие их труднодоступности, трудоемкости и т.д.) В связи с этим на практике генеральная совокупность нередко сужается до размеров реально обследуемого множества, которое и репрезентируется выборкой. Пространственные границы генеральной совокупности определяются на только по территориально-географическим параметрам (например, страна, регион, поселение, улица, предприятие и т.д.), но и по другим признакам (возраста, занятости и т.д.). Временные границы фиксируют сроки и период проведения исследования (сезон, цикл производства и т.д.).

Нередко генеральная совокупность рассматривается не только с количественной (число объектов), но и с качественной стороны (содержание признаков, интересующих исследователя). Обычно уже в формулировке темы генеральная совокупность ограничивается определенными рамками: социальным слоем, территориальной общностью, возрастными характеристиками или другими параметрами. Часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению по разработанной методике или программе сбора материала, становится выборочной совокупностью. Вопрос о правомерности экстраполяции выводов, полученных при анализе выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность, является центральной проблемой теории выборки.

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ – обобщающая характеристика изучаемой совокупности признаков (результатов наблюдений, единиц измерения, случайных величин и т.д.), применяемая чаще других статистических показателей для более глубокого анализа с целью абстрагирования от случайных и неслучайных её элементов. Среднее значение используется не только для характеристики количественных признаков, выраженных в интервальных шкалах (средний возраст, среднее число лет обучения и т.д.), но и для исследования качественных признаков, выраженных в порядковых шкалах, посредством приписывания им количественных индексов. Существует несколько видов средних значений: простая средняя арифметическая, взвешенная средняя арифметическая, средняя геометрическая, средняя гармоническая и средняя квадратическая.

Основным условием использования какого-либо вида средних значений является определенная однородность изучаемых объектов и процессов, когда отклонения значений признаков от среднего уровня можно считать случайными. Средние значения могут рассчитываться как по отдельно взятым шкалам, так и по целой совокупности шкал. В практике социологических исследований расчет средних значений применяется в основном как вспомогательный метод для перехода к многомерным методам анализа, а сами средние значения дополняются другими статистическими показателями вариации признака, позволяющими выявить отклонения от среднего, определить меру однородности признака, что позволяет подготовить математическую базу для более глубокого научного осмысления социологических закономерностей. Многое в этом плане может дать сравнение общих показателей, основанных на расчете средних значений по всей совокупности изучаемых признаков, с групповыми показателями, отличающимися от всех остальных особым проявлением какого-то качества.

СОЦИОЛОГИЯ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Составитель: Нина Юрьевна Игнатова

Редактор: А. В. Конищева

Изд. лиц. ИД № 00573 от 18.01.2000 г.

-----------------------------------------------------------------------------------------Подписано в печать 04. 07. 2014 Формат 60×84 1/16

Бумага типографская Офсетная печать Усл. печ. л. 0,9

Уч.-изд.л 1, 3 Тираж 50 экз. Заказ Цена «С»

----------------------------------------------------------------------------------------

Редакционно-издательский отдел

НТИ (филиал) УрФУ

622031, г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 59

Отпечатано РИО НТИ (филиал) УрФУ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: