Цель работы: изучение обмоток машин переменного тока
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно изучить основное содержание работы.
2. Подготовить краткое описание назначения, способа выполнения классификации обмоток машин переменного тока.
3.Ответитьна контрольные вопросы.
Основное содержание работы:
1. Предварительные замечания
Машины переменного тока подразделяются на два основных вида: асинхронные и синхронные. Конструктивно как те, так и другие машины имеют неподвижную часть, называемую статором, вращающуюся часть, называемую ротором. Обычно ротор располагается внутри статора.
Асинхронные и синхронные машины различаются по принципу действия, по устройству их роторов, но статоры этих машин в подавляющем большинстве случаев имеют одинаковую конструкцию.
Сердечник статора 1 (рисунок 31.1) машин переменного тока представляет собой полый цилиндр, который для снижения потерь на вихревые токи собирается из отдельных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Для изоляции листов друг от друга они покрываются или лаком или оксидной пленкой. На внутренней цилиндрической поверхности статора имеются пазы, в которых размещается обмотка 2. Сердечник 1 с обмоткой 2 закреплен в корпусе 3.
|
|
Вопросы устройства обмоток статора, наведения ЭДС и них в образования магнитных полей при прохождении по обмоткам тока являются общими как для асинхронных, так и для синхронных машин, поэтому их целесообразно рассмотреть в этой части.
2. Способы выполнения обмоток
Пазы, в которых располагаются проводники обмоток статора, имеют трапецеидальную или грушевидную форму у машин мощностью до 100 кВт и прямоугольную форму у машин большей мощности (рисунок 31.2, а). Трапецеидальные и грушевидные пазы со
а) | б) |
Рисунок 31.2 – Пазы статоров (а) и последовательность укладки полусекций в паз (б)
стороны, обращенной к зазору, полузакрыты, что позволяет снизить МДС возбуждения. Кроме того, при таких пазах увеличивается ширина зубца в самом узком его сечении, вследствие чего снижаются максимальные значения индукции и напряженности магнитного поля. Это уменьшает магнитное напряжение зубца, что также способе шуст снижению МДС возбуждения.
В машинах мощностью до 100 кВт применяют всыпные обмотки из круглого изолированного провода. Для изоляции обмотки от корпуса в пазы закладывают выгнутые по форме паза короба, состоящие из одного или нескольких слоев изоляционного материала. Проводники поочередно опускают (всыпают) в паз через шлиц, образованный между соседними зубцами. После укладки обмотки в пазы сердечника статора ее пропитывают в специальных лаках. В процессе пропитки воздушные включения в обмотке и изоляции заполняют лаком, а обмотка приобретает монолитность, улучшаются ее теплопроводность, влагостойкость, электрическая и механическая прочность.
|
|
В машинах мощностью более 100 кВт и напряжением выше 660 В для повышения электрической и механической прочности изоляции обмотку выполняют из жестких секций (катушек), которые укладывают в прямоугольные пазы. Секции наматывают на шаблонах из прямоугольного обмоточного провода, им придают окончательную форму со всеми характерными изгибами, затем изолируют, пропитывают, сушат и в готовом виде укладывают в пазы.
В машинах мощностью более 100 кВт и напряжением менее 660 В секции по ширине паза подразделяют на две равные части. Последовательность их укладки в паз показана на рисунке 31.2,б. Обмотку также наматывают на шаблоне из прямоугольного изолированного обмоточного провода, но пазовую изоляцию ее выполняют такой, как у всыпной обмотки.
Для уменьшения ширины шлицы паза секции делят на две половины. Пазы на рисунке 31.2,б называются полуоткрытыми.
3. Классификация обмоток
Обмотки состоят из секций. Секция может быть одно витковой (состоять из одного витка) и многовитковой (иметь несколько витков) (рисунок 31.3). Части секции, укладываемые в пазы, называются
Рисунк 31.3 – Одновитковая и трехвитковая секции обмотки статора
пазовыми или активными, а располагаемые вне паза — лобов ыми. Ширима секции определяется шагом обмотки .
Для того чтобы ЭДС проводников двух активных сторон секции суммировались, эти активные стороны должны располагаться под полюсами разной полярности. Поэтому шаг должен быть примерно равен полюсному делению. Шаг и полюсное деление задаются в зубцовых делениях. Зубцовое (пазовое) деление - это длина дуги по внутренней окружности статора между серединами соседних зубцов или пазов. Шаг равен числу этих делений, расположенных между началом и концом секции. Если , то это означает, что начало секции лежит, например, в пазу 1, а ее конец - в пазу 6 (1+5). Шаг всегда равен целому числу.
Полюсное деление равно числу зубцовых (пазовых) делений, расположенных между серединами соседних полюсов. Полюсное деление может иметь как целое, так и дробное значение.
Если шаг равен полюсному делению: (где — общее число зубцов на статоре), то обмотка называется обмоткой с диаметральным шагом, а если - то с укороченным шагом. Наибольшее распространение имеют обмотки с укороченным шагом, так как в такой обмотке за счет выбора соответствующего шага можно получить форму кривых индуцируемой ЭДС и поля, близкие к синусоидальным (см. гл. 13). Обычно .
По расположению секционных сторон в пазу обмотки делятся на однослойные и двухслойные. Если в пазу размещается только одна секционная сторона (рисунок 31.4), то обмотка будет однослойной,
Рисунок 31.4 – Расположение в пазах секции однослойной обмотки
а если две (рисунок 31.5), —двухслойной.
Рисунок 31.5 - Расположение в пазах секции двухслойной обмотки
Наибольшее применение находят двухслойные обмотки. Преимущество двухслойных обмоток состоит в том, что у них можно выполнить укороченный шаг и за счет этого улучшить форму кривых ЭДС и МДС. Кроме того, при укороченном шаге уменьшается расход обмоточного провода.
Однослойные обмотки имеют диаметральный шаг, что является их основным недостатком. Эти обмотки применяют в машинах мощностью до 16 кВт потому, что у таких машин пазы имеют небольшую площадь и изоляционная прокладка между слоями, необходимая при двухслойной обмотке (рисунок 31.2, а), занимает относительно большое место. При однослойной обмотке необходимость в такой прокладке отпадает, вследствие чего повышается заполнение паза обмоточным проводом. Другим преимуществом однослойной обмотки является более легкая механизация укладки ее в пазы.
|
|
Обмотки машин переменного тока состоят из нескольких самостоятельных частей, каждая из которых представляет разомкнутую систему последовательно соединенных проводников. Каждая часть называется обмоткой фазы. Различают однофазные, двухфазные и трехфазные обмотки. Наибольшее распространение получили трехфазные обмотки. Обмотка каждой фазы выполняется распределенной, то есть она на каждом полюсном делении размещается в нескольких рядом лежащих пазах. Число пазов на полюс и фазу обмотки
где и число пар полюсов и число фаз.
Чаще всего выбирается равным целому числу (). В крупных многополюсных машинах бывает дробным.
Соседние катушек (секций) одной фазы соединяются между собой последовательно, образуя катушечную группу. Катушечные группы каждой фазы могут соединяться последовательно или путем сочетания последовательного соединения с параллельным образовывать несколько параллельных ветвей обмотки.
Распределение обмотки по пазам способствует получению близких к синусоиде кривых ЭДС и МДС обмотки (см. гл. 1.4).
По конфигурации катушек и последовательности соединении их друг с другом обмотки подразделяются на петлевые и волновые, на рисунке 31.6 показаны катушки петлевой и волновой обмоток.
а) | б) |
Рисунок 31.6 – Секции петлевой (а) и волновой (б) обмоток
Наибольшее распространение в машинах переменного тока получили петлевые обмотки. Волновые обмотки применяются в очень крупных машинах (гидрогенераторах) при числе витков в катушке , где они дают существенные выгоды по сравнению с петлевыми за счет уменьшения длины соединений между катушечными группами. Волновые обмотки находят также применение для роторов асинхронных двигателей.
При одновитковых катушках волновая двухслойная обмотка имеет в каждом пазу только два проводника или стержня большого сечения. Катушки таких обмоток часто выполняют из двух одинаковых частей — стержней 1, 2 (рисунок 31.7). Каждый стержень имеет пазовую часть и
|
|
Рисунок – 31.7 Стержневая обмотка
две половины лобовых. После укладки в пазы они соединяются между собой в лобовых частях хомутиком 3, образуя виток обмотки. Обмотки, выполненные таким образом, называются стержневыми.
Если стержни выполнить из массивного проводника, то вследствие проявления поверхностного эффекта ток по его сечению будет распределяться неравномерно, что приведет к увеличению электрических потерь н обмотке. В целях снижения потерь для обмотки статора, где протекают токи с частотой 50 Гц или выше, стержни выполняются из нескольких изолированных прямоугольных проводников небольшого сечения, которые на протяжении пазовой части переплетаются между собой так, чтобы каждый из них попеременно занимал все возможные положения по высоте стержня. Такое переплетение (рисунок 31.8)
Рисунок 31.8 - Транспонированная секция.
называется транспозицией
При транспозиции индуктивные и активные сопротивления всех проводников будут одинаковыми и ток нагрузки между ними распределится равномерно, вследствие чего потери в обмотке уменьшатся.
Для обмотки ротора, где протекают токи небольшой частоты, стержни часто выполняются из одного проводника. Иногда из стержней выполняются и петлевые обмотки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какую форму могут иметь пазы статора в машине переменного тока?
2. Назовите классификацию обмоток.