Аристотель. Рые определяют качество, из одного делается два


рые определяют качество, из одного делается два. Пнев-ма же необходимо должна присутствовать, так как имеется влажное и теплое: одно — в качестве действующего, другое — страдательного начала. Некоторые из древних физиологов пытались определить, что после чего возни­кает, не имея большого опыта по части происходящего. Ведь части, как и все прочее, возникают одна прежде другой. Но «прежде» имеет несколько значений. Ведь «ради чего» и «то, что ради этого» — различные вещи, и одно из них — прежде по возникновению, другое — по сущности. Два различных значения имеет и «то, что ради этого»; одно из них — «откуда исходит движение», другое — «чем пользуется цель». Я имею в виду, напри­мер, порождающее и то, что является инструментом для порождающего; из них одно должно существовать преж­де, именно, действующее начало, например, учащее — прежде обучаемого, и флейты — позже учащегося играть на флейте, ибо неумеющим играть на флейте флейты из­лишни. При наличии трех условий: во-первых, цели, что мы называем «ради чего», во-вторых, того, что суще­ствует ради этого, движущего и порождающего начала (и&р движущее и порождающее, поскольку они таковы, относятся к производству и порождаемому) и, в-третьих, полезного и того, чем пользуется цель, — необходимо прежде всего существовать какой-то части, в которой за­ключается начало движения (и сразу же она становится частью цели, единой и самой важной); после этого — целому и конечной цели и, в-третьих и напоследок, их 742ь инструментальным частям, служащим для известного употребления. Следовательно, если существует нечто та­кое, что необходимо должно быть присуще животным, содержащее в себе начало и конец данной природы, то оно по необходимости должно возникать первым, посколь­ку оно является первым движущим и поскольку оно является частью цели вместе с целым. Следовательно, те из инструментальных частей, которые по своей при­роде служат для порождения, всегда сами должны воз­никать прежде, так как они существуют ради другого, как его начало; части же не такие, какие существуют ради другого, — позднее. Поэтому не легко различить,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: