44 В книгах «О частях животных».
45 Это место, заключенное в круглые скобки, Ауберт и Виммер ста
вят в квадратных скобках, считая, что оно нарушает связность изложения
и относится туда, где говорится о расплавлении. Мне кажется, что оно
стоит на своем месте и представляет собой примечание, которое современ
ный автор поместил бы под текстом.
46 Мы знаем теперь, что это секрет бартолиновых желез. В книге
«О семени» Гиппократа (глава 4) также говорится об увлажнении, но оно
считается выделением женского семени.
47 Указание на участие пневмыв эрекции мы встречаем
в книге «О природе костей», «Гиппократова сборника» (русского перевода
нет): в семенную вену из соседних вен и из спинного мозга вместе с
пневмой притекает семя.
48 Главным образом в книге VII, 2.
49 Аристотель во многих местах противопоставляет логическое
рассмотрение вопроса (Хоушй^ oxorcelv) физическому или естествен
но-научному (<роашо<; oxotcsiv). В книге II, главе J3 настоящего сочинения он
пишет по другому поводу: «Но, может быть, логическое доказательство по
кажется более убедительным. Я называю его логическим потому, что оно
будет тем более общим, чем дальше отойдет от частных, свойственных дан
ному предмету начал» (747 Ъ). Сам он ценил «физическое» рассуждение,
основанное ла наблюдении и фактах, выше, о чем свидетельствует другое
место из той же главы 8 (748 а).
|
|
50 Это выражение, как было указано, обозначает действую
щую причину — causa efficiens.
61 Жировые яйца, по-гречески 6гст)У£{исх, т. е. ветреные, также
по-латыни ova subventanea и по-немецки Windeier. Это яйца, состоящие из
одного желтка и не успевшие получить белковой оболочки. Греческое,
латинское и немецкое названия подчеркивают неоплодотворенность этих
яиц, русское — их физические свойства, главным образом цвет.
62 «П о с л е д н-е е движение». Чтобы понять это выражение,
следует иметь в виду, что по учению Аристотеля каждое движение вызы-
вазтся двигателем, которому сообщает движение другой двигатель, и т. д.
вплоть до движения сферы неподвижных звезд, которое в природе является
пзрвым, и каждое из цепи этих движений может рассматриваться как
причина данного явления; последним] называется движение, действующее
непосредственно на возникающий предмет и являющееся ближайшей при
чиной его возникновения, например, строка по отношению к дому.
53 Учение Аристотеля о душе подробно излагается им в особом сочинении «О душе», написанном, судят по цитатам, раньше книг «О возникновении животных». Здесь достаточно сказать для лиц, мало знакомых с Аристотелем, что в противоположность Платону, который определял душу как «самодвижущее» и в своих мифах рассказывал о загробной жизни и странствиях души, Аристотель отрицает возможность существования души, отделенной от тела. Для него душа не есть особая субстанция, а деятельное состояние тела, его энтелехия. Он дает следующее определение души: «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего
|
|
ПРИМЕЧАНИЯ
жизнью в гютенциш (II, 412а). Энтелехия, или энергия, обозначает действительное актуальное бытие, возникающее из тех возможностей (потенции), которые заложены в данном предмете: движение, например, есть энергия (кинетическая, возникающая из потенциальной, — это учение современной физики ведет начало от Аристотеля). Схоластики переводили термин «энтелехия» словом actus, акт, и Ганс Дриш в своей книге «Витализм» совершенно сознательно искажает Аристотеля, давая энтелехии значение агента. Из современных философов ближе всех подходит к Аристотелю известный- психофизиолог Вундт, определяющий в своей «Системе философии» душу как акт. О разуме как особой части души см. примечание 69. Подробнее о душе см. в моей статье «Натурфилософия Аристотеля» («Вопросы философии и психологии», 1912).
64 Фрагмент 70 («Досократики», ч. 2, стр. 206). Масличное дерево считалось первым и по времени его возникновения, и по значению для человека.
66 Миф о том, что мужчина и женщина представляли собой некогда единое существо, передает Платон в «Пире», влагая его в уста Аристофана. Разделение их было вызвано неудобствами, связанными с передвижением, и с тех пор «каждый ищет свою половину». Раньше еще, у Эмпедокла в рассказе об эволюции живых существ, упоминается о «цельноприродных» существах, т. е. не разделенных еще на полы (фрагмент 62). Аристотель толкует юс в «Физике» как недифференцированные еще семена (II, 8).
КНИГА ВТОРАЯ
66 Как истинный диалектик Аристотель рассматривает существование и возникновение животных как явление космическое, связанное с устройством вселенной в целом, ее движением и свойствами основных пяти элементов (пятый — эфир), из которых она составлена. В подробности это учение излагается им в цикле физических сочинений («О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология»), которые служат как бы введением в естественную историю. Краткое изложение их дано мной в статье «Натурфилософия Аристотеля» (глава 4, «Вселенная и первый двигатель») и имеется во всех более или менее подробных историях философии.
Под «существами вечными и божественными» подразумеваются небесные светила, обладающие вечным круговым движением. Здесь и дальше речь идет только о причинах «ради чего», т. е. вопрос трактуется телеологически; но не следует упускать из виду также то, что все эти явления детерминированы движением, которое является основным свойством природы, а в пределах природы источником всякого движения служит круговое вращение эфирных сфер. Аристотель порывает с природной действительностью только в учении о внеприродном первом двигателе, платя этим дань платонизму (см. вступительную статью к переводу «О частях кивот-ных»: «Аристотель и его научный метод»).
57 «Душевная» теплота — то же, что «природная», или «врожденная», теплота.