В. П. Карпов. 58 л е г к о е не является, по Аристотелю, источником теплоты, как можно подумать, прочтя эти строки; наоборот


58 Л е г к о е не является, по Аристотелю, источником теплоты, как
можно подумать, прочтя эти строки; наоборот, оно служит для охлажде­
ния избыточной теплоты, идущей по венам от сердца, и чем оно лучше раз­
вито и содержит больше крови, тем животное теплее.

59 Здесь Аристотель намечает тот вопрос, который был выдвинут и
разработан современной эмбриологией: вопрос о «зависимом» илнезави-
симом» развитии частей (abhangige Differenzierung и Selbstdilferen-
zierung).

В следующих за этим рассуждениях Аристотель, как бы предвосхи­щая теории развития XVIII века и их борьбу, отвергает предсуществова-ние частей в семени, т. е. теорию преформации, и развивает учение эпи­генез и с а, являясь, таким образом, предшественником Гарвея и К. Ф. Вольфа.

60 Автоматы времен Аристотеля неизвестны. Известностью
пользовались автоматы позднейшего времени, построенные Героном
(Дильс, Античная техника, 1936).

61 «Омонимами называются вещи, у которых общим является
только имя, а понятие сущности, соответствующее имени, различно»
(«Категории», I).

62 В этом месте следует, как полагают Ауберт и Виммер, признать
перерыв в тексте, так как и предшествующая фаза требует какого-то про­
должения и последующая неизвестно, к чему относится. Ауберт и Виммер
думают, что в ней дело идет о сердце и по формальным соображениям
(так как по-гречески стоит «ее» и сердце, хар&а, тоже женского рода) и по
смыслу всего дальнейшего рассуждения, так как сердце возникает пер­
вым. Но это остается простым предположением, на ряду с которым могут
возникать и другие. Перерыв этот во всяком случае сказывается, нарушая
связность изложения.

63 Молибдена (jioXuSSatva) значит собственно свинец; здесь разу­
меются, вероятно, свинцовые белила или сурик.

64 К т е з и й, врач Книдской школы, родственник Гиппократа; он
прожил долгое время в плену у персов и написал сочинения о Персии и
Индии.

66 То же передается в «Истории животных».

66 Афродита, «рожденная из пены» (Acppo-yivsta).

67 Аристотель набрасывает здесь общий закон развития,
по которому зачаток имеет сначала только питательную душу, как расте­
ние, затем чувствующую душу животного. Сначала он получает родовые

свойства животного, затем видовые (человека или лошади) и, наконец, индивидуальные. В таком виде представлялся современный «биогенетиче­ский закон» дли Аристотеля, который не знал эволюционного учения и фи­логении, но учил, основываясь на систематике, о ступенеобразном повыше­нии организации живых существ (лестница существ). Эта идея разрабаты­валась последующими эмбриологами (закон Бэра) до появления осно-Банных на учении Дарвина трудов Фрица Мюллера и Г е к к е л я. И впоследствии, в критике биогенетического закона О с-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: