58 Л е г к о е не является, по Аристотелю, источником теплоты, как
можно подумать, прочтя эти строки; наоборот, оно служит для охлажде
ния избыточной теплоты, идущей по венам от сердца, и чем оно лучше раз
вито и содержит больше крови, тем животное теплее.
59 Здесь Аристотель намечает тот вопрос, который был выдвинут и
разработан современной эмбриологией: вопрос о «зависимом» илнезави-
симом» развитии частей (abhangige Differenzierung и Selbstdilferen-
zierung).
В следующих за этим рассуждениях Аристотель, как бы предвосхищая теории развития XVIII века и их борьбу, отвергает предсуществова-ние частей в семени, т. е. теорию преформации, и развивает учение эпигенез и с а, являясь, таким образом, предшественником Гарвея и К. Ф. Вольфа.
60 Автоматы времен Аристотеля неизвестны. Известностью
пользовались автоматы позднейшего времени, построенные Героном
(Дильс, Античная техника, 1936).
61 «Омонимами называются вещи, у которых общим является
только имя, а понятие сущности, соответствующее имени, различно»
(«Категории», I).
|
|
62 В этом месте следует, как полагают Ауберт и Виммер, признать
перерыв в тексте, так как и предшествующая фаза требует какого-то про
должения и последующая неизвестно, к чему относится. Ауберт и Виммер
думают, что в ней дело идет о сердце и по формальным соображениям
(так как по-гречески стоит «ее» и сердце, хар&а, тоже женского рода) и по
смыслу всего дальнейшего рассуждения, так как сердце возникает пер
вым. Но это остается простым предположением, на ряду с которым могут
возникать и другие. Перерыв этот во всяком случае сказывается, нарушая
связность изложения.
63 Молибдена (jioXuSSatva) значит собственно свинец; здесь разу
меются, вероятно, свинцовые белила или сурик.
64 К т е з и й, врач Книдской школы, родственник Гиппократа; он
прожил долгое время в плену у персов и написал сочинения о Персии и
Индии.
66 То же передается в «Истории животных».
66 Афродита, «рожденная из пены» (Acppo-yivsta).
67 Аристотель набрасывает здесь общий закон развития,
по которому зачаток имеет сначала только питательную душу, как расте
ние, затем чувствующую душу животного. Сначала он получает родовые
свойства животного, затем видовые (человека или лошади) и, наконец, индивидуальные. В таком виде представлялся современный «биогенетический закон» дли Аристотеля, который не знал эволюционного учения и филогении, но учил, основываясь на систематике, о ступенеобразном повышении организации живых существ (лестница существ). Эта идея разрабатывалась последующими эмбриологами (закон Бэра) до появления осно-Банных на учении Дарвина трудов Фрица Мюллера и Г е к к е л я. И впоследствии, в критике биогенетического закона О с-