Системы органов местного самоуправления и местного управления, как правило, строятся в соответствии с административно-территориальным делением страны. Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в его основе лежит удобство управления. К числу иных факторов можно отнести естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов), факторы демографического характера (единицы образуются с примерно равным числом населения), этнический состав населения, особенности бытового и религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни.
Как правило, в соответствии с административно-территориаль-ным делением строится и система органов управления, которые могут быть органами самоуправления и органами управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы бывают крупные и мелкие, более и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства и от численности населения. Различают двухзвенные, трехзвенные системы административно-территориального деления. Есть даже пятизвенные системы, например, во Франции.
|
|
Иногда по характеру местных органов страны делят на несколько групп. Называют страны, где существуют только органы самоуправления или только органы управления (назначаемые правительством). Это бывает после военных переворотов и в условиях диктатуры. А чаще всего существуют смешанные системы, где есть элементы самоуправления и управления. Классическим примером является французская система: там есть и избираемые органы, и органы, назначаемые центральной властью.
Существуют и другие способы построения структуры местной власти. Так, четырехзвенная система применяется в ряде стран Африки (Камерун, Сенегал), трехзвенная – в некоторых странах Европы (Италия, Африка, Кения), двухзвенная система существует обычно в небольших странах (Дания).
Датская система, к примеру, выглядит следующим образом. В Дании есть округа (это более крупные единицы) и муниципалитеты (сельские единицы). Кроме того, есть города. Округа объединяют муниципалитеты и являются для них как бы вторым звеном, а города вообще не имеют второго звена и существуют по принципу самоуправления, подчиняясь только закону.
Достаточно своеобразна система самоуправления в США. Там штаты традиционно делятся на так называемые графства (country), а графства – на округа. Округа могут быть самыми различными и не обязательно административно-территориальными. Это может быть школьный округ, избирательный округ, церковный приход и т.д. Важно отметить, что существует прямая зависимость системы местных органов от формы государственного устройства.
|
|
В унитарных государствах установление административно-территориального деления относится к ведению центральной власти и правительства, а в федеративных государствах административно-территориальная структура – это компетенция субъекта федерации. В разных штатах, землях, провинциях могут быть свои особенности, сложившиеся исторически или по воле и желанию жителей и властей субъектов федерации.