1. Используя указанные источники, проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения» и заполните таблицу, вписав в первый столбец соответствующие определения из источников.
«Процесс обучения» | На чем сделан акцент | Что общего | В чем различие |
Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1988 | |||
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996 | |||
Харламов И.Ф. Педагогика.– М., 1999. | |||
Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999 |
2. Изучите принципы обучения, пользуясь различными источниками. Охарактеризуйте пять любых принципов, заполняя таблицу.
Принцип обучения | Сущность принципа | Некоторые правила принципа |
3. К какому принципу обучения относятся правила: «От лёгкого к трудному»; «От известного к неизвестному»; «От простого к сложному»?
А. Научности.
Б. Наглядности.
В. Прочности результатов обучения.
Г. Доступности.
4. К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?
|
|
А. Воспитывающего обучения.
Б. Систематичности и последовательности.
В. Научности.
Г. Связи теории с практикой
5. К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?
А. Прочности результатов обучения.
Б. Связи обучения с жизнью.
В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Г. Наглядности.
6. Докажите, пользуясь конкретными примерами, что принципы обучения основываются на его закономерностях.
7. Что такое метод обучения? Выберите правильный ответ.
1) Взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;
2) Способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
3) Систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий учащимся развивать умственные способности и интересы;
4) Упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;
5) Часть теории обучения.
8. В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»? Заполните таблицу.
Понятие | Общие черты | Различия |
Принцип обучения | ||
Метод обучения |
9. Сопоставьте различные подходы к классификации методов обучения (Е.Я.Голант, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов, М.А.Данилов, Б.П.Есипов и др.) и дайте их краткую характеристику. Заполните таблицу:
Автор | Основание классификации | Группы методов | Методы, относящиеся к каждой группе |
10. Может ли метод обучения выступать в роли средства обучения и наоборот? Ответ обоснуйте.
|
|
11. Что такое форма организации обучения?
1) Согласованное взаимодействие учителя и учащегося, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;
2) Система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;
3) Внешняя сторона организации учебного процесса;
4) Способ организации учебной работы учителя и учащихся.
12. Проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.
Определение понятия «форма организации обучения» | Что общего | В чем расходятся |
«…Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев) | ||
«…Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов) | ||
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И.Подласый) | ||
«Форма организации образовательного процесса – это способ, характер взаимодействия педагога и учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени» (В.И.Загвязинский) |
13. В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»? Заполните таблицу.
Понятие | Общие черты | Различия |
Форма организации обучения | ||
Метод обучения |
14. Проанализируйте различные формы обучения и заполните таблицу.
Форма обучения | Достоинства | Недостатки |
Мангеймская система | ||
Дальтон-план | ||
План Трампа | ||
Бригадная форма |
15. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу.
№ | Закономерности воспитания | Принципы воспитания |
1. | Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства | ……………………………………… ……………………………………… ……………………………………… ……………………………………… |
2. | ……………………………………. ……………………………………. …………………………………….. …………………………………….. | Принцип гуманистической направленности воспитания; Принцип опоры на положительное в человеке; Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании |
3. | Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства | …………………………………….. …………………………………….. ……………………………………. ……………………………………. |
4. | ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… | Принцип целостного подхода в воспитании; Принцип ориентированности педагогической деятельности на формирование в единстве сознания и опыта деятельности; Принцип эстетизации детской жизни |
16. Что такое самовоспитание?
17. Сравните эти высказывания.
А) В результате немецкого воспитания получается всегда немец, из французского – француз, из английского – англичанин, и только из русского сплошь и рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеждениям, то человек совсем равнодушный и безучастный к своей стране и народности (Царевский А.А. Значение русской словесности в национальном русском образовании. – Казань, 1893. – С. 42).
|
|
Б) Русские школы переделывают структуру русской души на манер иностранный, учат патриотизму на примере римских патриотов, чести – на образах французского рыцарства, семейной домовитости – на рассказах о германцах и швейцарцах (Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 2001. – С. 56).
Проанализируйте обозначенные подходы к национальному своеобразию воспитания личности. Выскажите ваше мнение по этому поводу. Оформите ваши мысли в форме мини сочинения.