Динамику развития человека можно прослеживать с позиции как физиологии, так и психологии. С точки зрения физиологии, вслед за периодом максимума, приходящегося на возраст от 18 лет до 21 года, наблюдается общее уменьшение силы и постепенный физический износ. Психологическое развитие, как правило, продолжается на протяжении всей жизни, хотя некоторые функции, достигнув своего пика, затем испытывают определенный спад.
В психологическом развитии выделяются два этапа: от рождения до тридцати пяти лет и от тридцати пяти лет до смерти. На первом этапе индивидуум располагает богатыми возможности и способностями для научения и для адаптации как к внешним условиям, так и к своим внутренним потребностям и стремлениям. Его формирующийся интеллект, физическое и эмоциональное созревание помогают ему в достижении бесчисленных целей, которые одновременно ставятся и лимитируются его физическим и культурным окружением. На этом этапе индивидуум должен в первую очередь выработать навыки, позволяющие ему соответствовать требованиям родителей. Ему предстоит приобрести рациональные умения; получить формальное образование; приступить к работе и продвинуться в профессиональной карьере; вступить в брак и начать свою семейную
|
|
жизнь.
К концу первого этапа интеллектуальный, физический и эмоциональный потенциал индивидуума оформляется окончательно: складываются привычки, принимаются многие жизненные решения, вырабатываются основные навыки и индивидуальный стиль жизни. После этой фазы активности человек начинает задумываться о том, как закрепить свои достижения и приобретения. Он тем или иным образом уже урегулировал свою экономическую и социальную ситуацию. Его способность к научению и физические силы начинают слабеть. Жизненные цели юности теперь сменяются целями зрелого возраста и старости. Он понимает, что пора проанализировать свои ценности и выбрать себе такой образ жизни, который наилучшим образом подойдет ему и его близким.