Доверие к себе. Клиент, успешно прошедший курс психотерапии, приобрета­ет определенные установки по отношению к самому себе

Клиент, успешно прошедший курс психотерапии, приобрета­ет определенные установки по отношению к самому себе, кото­рые могут быть охарактеризованы как «уверенность в себе» или «самоуважение» — это вера вто, что мы называем «его истинным "Я"». Он доверяет себе и своему суждению. Решая, какой образ действий избрать в каком бы то ни было вопросе, он не обязатель­но полагается на правила, на сентенции здравого смысла, на пред­писания, выдаваемые социальными институтами или Эмилией Пост (Эмилия Пост, 1873-1960, американская писательница, автор руководств по этикету. — Прим. перев.). Вместо этого он доверяется собственному суждению и делает то, что считает нуж­ным, — с учетом всех обстоятельств.

Последняя фраза — «с учетом всех обстоятельств» — добав­лена не случайно. Уверенный в себе и распоряжающийся собой индивидуум не станет действовать импульсивно или по прихо­ти. Как отмечает Адлер, он учитывает последствия. Он думает, например, о своей социальной ответственности. Он полагается на собственные внутренние подсказки, вместо того чтобы пол­ностью зависеть от внешней мотивации поведения. Он доверя­ет себе, а не только другим людям и социальным институтам.

Стесняющий контроль системы «Я» смягчается, и появляется больше возможностей для его модификации. Авторы понимают концепцию «совести» или фрейдовского «Суперэго» в качестве составной части системы «Я». Идущее от родителей раннее на­учение относительно социальных ценностей становится после успешного курсапсихотерапиидоступнейдля критического ана­лиза и изменения.

Авторы заимствовали у Роджерса [257, р. 8] иллюстративное сравнение натему о том, как может происходить у клиента процесс выработки доверия к себе и уверенности. Мы можем сравнитьлич-ностьс гигантским компьютером. Поскольку клиенттеперь вбольшей степени открыт для переживаемого опыта, ему доступно боль­ше данных о его нынешней ситуации, а также дополнительных данных из прошлого научения. Поскольку он теснее взаимодей­ствует со всеми факторами своего окружения, у него появляется лучший доступ кданным, поступающим изнутри и снаружи. Кли­ент способен правильнее оцен и вать и отбирать дан н ые, релевант­ные для решения стоящих перед ним проблем. Мы полагаем, что одна из причин составления ошибочных суждений заключается в том, что люди подключают данные, не связанные с нынешним контекстом, и отбрасывают данные, относящиеся к нему. Таким образом, люди, которые отбрасывают данные, относящиеся к нынешней ситуации, и действуют исходя лишь из воспоминаний и стереотипов предшествующего научения как из реальности, рискуют столкнуться с проблемами. Именно так возникает пред­взятость. И в обратном случае: люди, которые реагируют на ны­нешнюю ситуацию, не пользуясь преимуществами прошлого опыта, который, может быть, за счет вытеснения блокирован у них глубоко внутри бессознательной системы ядра, подвергают­ся такому же риску. Нынешние данные могут быть «набиты на перфокарты» в искаженной форме. В поисках наилучшего ответа на жизненные проблемы необходимы все имеющиеся достовер-

ныеданные.

Использование описанных нами преимуществ непринужден­ности и уверенности в себе не означает, что клиент полностью избежит ошибок. Можно, однако, предположить, что такой кли­ент будет исправлять ошибки, вызванные пропуском или иска­жением данных, без чувства вины и самобичующих защитных реакций. Умение доверяться собственным чувствам наряду со своим разумением и опытом дается достаточно трудно. Многие люди склонны ждать указаний от других, полагаться на кого-то еще, кто решит за них, что и как им делать.

Об умении выражать свои чувства — жить ими — говорят мно­гие авторы психологической литературы. Фромм [114], например, подчеркивает, что клиент «оживает» для своих чувств. Понима­ние своих истинных чувств, их выражение индивидуально и со­циально приемлемым образом — это добавочный психотера­певтический процесс бесцензурного эмоционального опыта, когда клиент весь обращается в свой гнев, свой страх или свою любовь. Этот опытлюбви и доверия к своему «Я» является одним из средств самореализации — превращения в подлинную личность.

Творчество!

Терапевты психоаналитического направления, особенно по­следователи Юнга, придают большое значение пробуждению твор­ческих способностей. Клиент способен лучше использовать свои подсознательные чувства, которые становятся его слугами, а не господами. Многое из вытесненного в подсознание может быть извлечено, оценено и понято. Проанализировав свои слабости и запреты, клиент можетосознатьсвой творческий потенциал. Зна­чительная часть психической энергии, прежде уходившей на за­щиту от импульсов подсознания, теперь поступает в распоряже­ние эго-системы, и индивидуум может найти для нее творческое применение. Маслоу[197] полагает, что такой творческий потен­циал дан всем людям от рождения, но они его утрачивают в про­цессе освоения в культуре. Творческие импульсы не обязательно относятся только к сфере искусств, таких как литература, музы­ка, живопись; они проявляются и в более скромных обстоятель­ствах обыденной жизни. Можно быть творчески настроенным клерком, рабочим, учителем или домашней хозяйкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: