Следующий вопрос, который имеет первостепенное значение для консультирования партнеров, собирающихся заключить брак, — этозначениелюбви. Ксожалению, едвали многие молодые люди, планирующие этот важный шаг, уделяют время тому, чтобы выработать рациональное определение любви, понять, что значит любовь лично для них. Большинство людей говорят, что поженились по любви, однако, они вряд ли могут выразить словами, что именно они имели в виду тогда ил и имеют в виду сейчас, говоря, что любят ил и не любят своих партнеров. Всем, собирающимся вступить в брак, следует прочитать книгу Фромма «Искусство любви», так как она может помочь партнерам увидеть истинные основы их любви. Нижеследующие замечания о природе любви позаимствованы, главным образом, из этой книги.
Очень часто люди не различают понятий «романтическая любовь» и «зрелая любовь» между мужчиной и женщиной. У романтической любви есть свои культурные корни в прошлом. К несчастью, онадожила и до наших дней, питаемая бесконечным потоком сказок, тысячи почти не отличающихся друг от друга вариантов которых рассказываются в фильмах, журналах, романах и по телевидению. Подобная продукция стремится удовлетворить фантазии незрелой впечатлительной личности и может сделать эту личность зависимой от романтических эмоций. Так происходит потому, что в своей незрелости эти люди не могут без посторонней помощи понять и пережить зрелые любовные отношения.
Консультант должен быть знаком с основными психологическими интерпретациями различных видов любви. Хотя здесь не место для тщательного анализа данной проблематики, мы приведем некоторые общепринятые идеи, касающиеся любви, поскольку они имеют непосредственное отношение к оказанию консультационной помощи перед вступлением вбрак.
Романтическая любовь определяется как проекция эмоциональных потребностей человека на любовный объект. Романти-ческаялюбовь—это поиск идеального партнера. Идеальный партнер персонифицирует собой абсолютное совершенство и божественные атрибуты, недостаток которых ощущает влюбленный. Зрелая любовь, напротив, приходит только после узнавания партнера и совместно пережитого опыта. Она может последовать за «периодом разочарования», связанным с романтической любовью. Романтическая влюбленность исчезает, когда разрушается идеальная романтическая иллюзия. Любовь уходит, когда в период разочарования не вырабатывается новое представление о любви, основанное не на проективных потребностях, а нареали-стической оценке друг друга и уважении уникальной личности своего партнера.
«Притворная» или «профанная любовь» — термины, описывающие довольно распространенный симптом супружеских конфликтов. Притворную любовь можно видеть в деградирующих, эксплуатирующих, собственнических, жестоких, антисоциальных, безответных, садистских или мазохистских отношениях. Эти симптомы указывают на невротическую личность, которая, только достигнув с помощью специалиста личностной зрелости, будет в состоянии принять зрелые любовные отношения.
Фромм [113, р. 1—4] перечисляет искаженные идеи любви, которые существуют у многих людей:
1) люди «видят основную проблему любовных отношений в том, чтобы быть любимыми, а не в том, чтобы любить самим»;
2) люди «думают, что любить просто», вто время как найти правильный объект любви очень сложно;
3) люди чувствуют, что любовь находится за пределами их понимания, и не могут научиться любить.
Далее Фромм [113, р. 26] утверждает, что зрелая любовь включает четыре составных элемента:
1) активная забота о жизни и благополучии объекта любви;
2) ответственность за удовлетворение физических и психических потребностей другого;
3) уважение к другому, способность видеть его таким, какой он есть, ценить уникальность его личности;
4) понимание себя, другого и природы любви.
Многие психологи и философы подчеркивали, чтолюбовь подразумевает умение любить и бытьлюбимым; и что потребности другого должны быть, по меньшей мере, также важны, как собственные, в ином случае зрелая любовь не существует. Маслоу, например, выражает это следующим образом: «Один ощущает потребности другого как свои собственные, асвои потребности как принадлежащие другому» [197, р. 249].
Жибран делает акцент на том, что зрелая л юбовь требует «при всей близости отношений определенной свободы каждой личности. Стойте рядом, но не заслоняйте друг друга, ибо колонны, держащие храм, разделены некоторым расстоянием, а дуб и кипарис не растут в тени друг друга» [122, р. 16-17].
Идеюотом, что любовь не является владением, порабощением или разрушением, Жибран высказывает следующим образом: «Л юбовь дает только себя и берет только у себя. Любовь сама ничем не владеет, и любовью никто овладеть не может. Ибо для любви любви достаточно» [122, р. 14]. «Любовь между мужчиной и женщиной, — пишет Блантон [35, р. 83], — может быть определена как отношения, при которых каждый стремится сберечь и обогатить жизнь другого».
Согласно Оверстриту [227, р. 103], любовь к человеку подразумевает не обладание этим человеком, но подтверждение его существования. Это означает радостное признание его человеческой уникальности. Представление о зрелых любовных отношениях, которые претерпевают длительный рост, становление и развитие, а не возникают как по волшебству, из ниоткуда, чтобы исчезнуть так же внезапно, как и появились, является фундаментальным для многих философских работ по этому вопросу.
Не существует никакой схемы, описывающей как психолог-. консультант может помочь клиенту понять и почувствовать любовь. Каждый человек должен сам открыть для себя это чувство, найти свой уникальный способ любить и бытьлюбимым. Однако знание психологом-консультантом или психотерапевтом различных формулировок понятия любви и его готовность их интерпретировать могут существенно помочь клиенту в его поисках понимания и выражения любви.