Эмпатия. Хотя предмет эмпатии подробно обсуждался в главе 6, умест­ность ее проявления в семейном консультировании будет рассмо­трена ниже

Хотя предмет эмпатии подробно обсуждался в главе 6, умест­ность ее проявления в семейном консультировании будет рассмо­трена ниже. Мерфи проводит следующее различие между эмпа-тией и симпатией: «эмпатия — это "прямое" понимание другого человека без разделения erd чувств, которое происходит при сим­патии. Главное в симпатии — это разделенное отношение к пред­мету» [220, р. 985]. Руководствуясь пониманием различий между мужчиной и женщиной и положением отом, что каждая личность уникальна, семейный консультант должен помочьсвоему клиен­ту развить способность понимания особенностей личности, чувств и поведения своего партнера, иначе говоря, развить у клиента спо­собность к эмпатии.

Очень часто клиент оказывается совершенно неподготовлен­ным к этому собственным развитием, как правило, ему доступен толькоопытсимпатии. Не испытывающий эмпатии человек считает свои отношения лишенными основы. Следовательно, брак окажется обреченным, если супруги не разовьют взаимной эмпа­тии.

Скидмор [280, р. 69] называет эммпатию одним из четырех главных оснований для построения надежных и доверительных отношений в браке. «Я бы никогда такие поступил», «Как он толь­ко может чувствовать такое», «Я не понимаю, как она моглатакое сказать» и прочие высказывания подобного рода могут быть под­вергнуты анализу сточки зрения развивающейся у партнеров вза­имной эмпатиь.

Конечно, собственная способность консультанта испытывать эмпатию в отношении своего клиента может быть использована клиентом в качестве стартовой точки для выработки этого на­выка. В процессе консультирования клиент начинает понимать, что его принятие консультантом есть нечто отличное от симпа тии или одобрения. Испытав эмпатический отклик, клиент на­чинает с большей готовностью проявлять эмпатию по отноше­нию к другим. Опыта эмпатических откликов со стороны кон­сультанта порой бывает достаточно, чтобы стимулировать потенциальный рост его клиента. В других случаях консультант может продемонстрировать клиенту его упорное сопротивление эмпатии и использовать эту демонстрацию как средство под­толкнуть клиента к более глубокому пониманию защитных ме­ханизмов и личностного развития. Без эмпатии невозможно пол­ноценное принятие одним человеком другого. Растущая эмпа­тия между супругами может служить показателем улучшения семейных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: