Хотя предмет эмпатии подробно обсуждался в главе 6, уместность ее проявления в семейном консультировании будет рассмотрена ниже. Мерфи проводит следующее различие между эмпа-тией и симпатией: «эмпатия — это "прямое" понимание другого человека без разделения erd чувств, которое происходит при симпатии. Главное в симпатии — это разделенное отношение к предмету» [220, р. 985]. Руководствуясь пониманием различий между мужчиной и женщиной и положением отом, что каждая личность уникальна, семейный консультант должен помочьсвоему клиенту развить способность понимания особенностей личности, чувств и поведения своего партнера, иначе говоря, развить у клиента способность к эмпатии.
Очень часто клиент оказывается совершенно неподготовленным к этому собственным развитием, как правило, ему доступен толькоопытсимпатии. Не испытывающий эмпатии человек считает свои отношения лишенными основы. Следовательно, брак окажется обреченным, если супруги не разовьют взаимной эмпатии.
Скидмор [280, р. 69] называет эммпатию одним из четырех главных оснований для построения надежных и доверительных отношений в браке. «Я бы никогда такие поступил», «Как он только может чувствовать такое», «Я не понимаю, как она моглатакое сказать» и прочие высказывания подобного рода могут быть подвергнуты анализу сточки зрения развивающейся у партнеров взаимной эмпатиь.
Конечно, собственная способность консультанта испытывать эмпатию в отношении своего клиента может быть использована клиентом в качестве стартовой точки для выработки этого навыка. В процессе консультирования клиент начинает понимать, что его принятие консультантом есть нечто отличное от симпа тии или одобрения. Испытав эмпатический отклик, клиент начинает с большей готовностью проявлять эмпатию по отношению к другим. Опыта эмпатических откликов со стороны консультанта порой бывает достаточно, чтобы стимулировать потенциальный рост его клиента. В других случаях консультант может продемонстрировать клиенту его упорное сопротивление эмпатии и использовать эту демонстрацию как средство подтолкнуть клиента к более глубокому пониманию защитных механизмов и личностного развития. Без эмпатии невозможно полноценное принятие одним человеком другого. Растущая эмпатия между супругами может служить показателем улучшения семейных отношений.