Исторически консультации в профессиональной сфере рассматривались как процесс помощи клиенту в выборе, подготовке. и успешной деятельности в конкретной области. Консультирование, в основном, состояло из исследования данных, касающихся клиента, и выявления профессиональных возможностей для определения специфической профессиональной цели, после чего составлялся план обучения для достижения профессиональной цели. Хотя данный подход все еще является основным в образовательно-профессиональном консультировании, недавно произошли изменения в осознании значения и сферы профессионального консультирования.
Одним из принципиальных изменений является восприятие профессионального консультирования как части общего клинического консультирования или, согласно нашей терминологии, задачи терапевтической психологии. Профессиональные проблемы не могут выделяться в качестве специальной части консультирования и психотерапии в основном потому, что профессио- '. нальное консультирование может осуществляться лишь в кон- i. тексте полного понимания личности человека. Эффективное ' профессиональное консультирование не может быть изолирован- | ным и механическим процессом подбора соответствия человека и | работы. Профессиональный выбор учитывает целостную лично- | стную структуру клиента — его эго, самость, ядерные системы - и т. апеллирует клучшим клиническим и статистическим страховым процедурам.
Цели профессионального консультирования могут рассматриваться различным образом. Во-первых, профессиональное консультирование наиболее часто рассматривается как процесс подтверждения выбора, уже сделанного клиентом. Многие клиенты уже проделали успешную работу по составлению мнения о себе и своих возможностях с учетом жизненного опыта других людей и с помощью родителей и учителей. Во-вторых, профессиональное консультирование является процессом прояснения профессиональных целей. Люди постоянно собирают информацию о профессиях и своей личности, но они испытывают трудности в точной интерпретации значения полученныхданных и формулировании проблем профессионального выбора. Консультант может помочь распознать такому типу клиентов их проблемы, используя более ясныетермины. Третья разновидность профессионального консультирования заключается в возможности открытия клиентами ранее неизвестных фактов о себе и мире профессий. Хотя это наиболее эффектный, но, вместе с тем, редкий тип консультирования, поскольку результаты консультирования редко воспринимаются клиентами как большой сюрприз. Наиболее интересным аспектом консультирования является расширение ранее ограниченного круга профессионального выбора за счет включения других профессий, которые не рассматривались клиентом до консультаций.
Терапевтическая психология прекрасно подходит для достижения целей эффективного профессионального планирования как части жизненного планирования. Техники, описанные в предыдущих главах, так же, как и некоторые специальные инструменты, соответствующие образовательно-профессиональному планированию, являются главными условиями эффективного профессионального планирования. В главе 4, посвященной процессу консультирования, говорилосьотом, что проблемы профессионального планирования отчасти отличаются отдругихтипов личностных проблем, потому что для них большее значение имеют рациональные методы решения проблем и большая вовлеченность функционирования эго-систем. Однако следует подчеркнуть, что ценность любого профессионального консультирования заключается в рассмотрении отношений, желаний, глубоких чувств, психологической потребности в зависимости-независимости, безопасности, а также базисных ценностей клиента. Профессиональный выбор как результат исследования не является строго рациональным процессом. Он также не является процессом осуществления выбора наоснове немногих интервьюс консультантом. Профессиональный выбор является продуктом жизненного опыта и обучения, который лишь фокусируется в интервью с консультантом или в результате другого жизненного опыта; при этом клиент понимает и принимает факты, относящиеся к нему, и связывает эти факты со своей профессиональной деятельностью.