В главе 10 мы рассмотрели общий план использования информации при консультировании, но помимо этого существует еще несколько типов и источников информации, особенно полезных при консультировании по профессиональным проблемам.
Типы профессиональной информации. Профессиональная информация относится к количественным данным, таким какчислолю-дей, работающих на определенной работе, и качественным данным, таким как структура и описание работы. Типами информации, которые должен знать профессиональный консультант, являются профессиональные структуры, факты и направления. Эти данные служат двум общим целям консультирования — эксплорации (исследованию) и верификации (подтверждению) [262]. Эксплоратив-ная функция выполняется на ранних фазах профессионального консультирования, перед тем как клиент примет решение о карьере. Чтение профессиональной литературы, просматривание профессиональных фильмов, оценка частичной занятости и просматривание выборочных телевизионных программ предлагаются в качестве прямого и замещающего пробного опыта. Русалем [262] показывает, как такие эксплоративные опыты модулируют эмоции и как они становятся частью «Я»-концепции. Клиенты во время эксплоративной фазы должны получить «чувство» профессии.
|
|
Верификационная функция профессиональной информации выполняется позднее, в процессе, когда клиент наблюдает или читает о профессии, для того чтобы подтвердить свой экспериментальный выбор. Он действительно может попробовать работать, чтобы проверить соответствие рабочей реальности своим ожиданиям и «Я»-концепции. Например, будущий студент-медик получает летнюю работу для организованной проверки реальности восприятия медицинской среды.
Примерно половина населения США занимается принудительным трудом. Существуют различные схемы для классификации работающих, например, те, которые используются в «Словаре названий профессий» [308, ч. 2]. Этоттом содержит около 40 000 профессий, классифицируемых по девяти большим группам (см. ниже). Подобной ему является «Перепись профессиональной классификации США», состоящая из одиннадцати больших групп.