Лекция4. Регулирование прав на объекты интеллектуальной собственности – основа развития высоких технологий

Масштабы внедрения прогрессивных технологий и организация производства наукоемких видов продукции в значительной мере определяются формированием институциональных и законодательных условий. Без государственной политики, определяющей цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов, развития рынка интеллектуальной собственности и вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности в данном случае не обойтись.

Важнейшей составной частью данной политики является ее правовая составляющая, то есть политика, направленная на формирование и развитие правовых норм, на базе которых создается эффективный механизм регулирования отношений всех субъектов гражданского права в процессе оборота объектов интеллектуальной собственности.

При формировании системы правовых норм по обеспечению эффективного оборота объектов интеллектуальной собственности представляется необходимым исходить из следующих целевых установок:

- укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке технологий, исключение бесконтрольного распространения передовых технологий, особенно в военной сфере, как внутри страны, так и за рубежом;

- достижение успехов в перспективных отраслях науки, техники и производства и повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства;

- обеспечение прямых поступлений финансовых средств от использования результатов интеллектуальной деятельности, их последующего целесообразного распределения для повышения заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении НИОКР по государственному заказу;

- активизация инновационных процессов в Российской Федерации с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Давая оценку нынешнему положению вещей, следует признать, что в целом отношения в этой области остаются малореформированными, они не приведены в соответствие с новыми реалиями системы рыночных отношений. В то же время и решить все накопившиеся проблемы правового регулирования отношений в области оборота объектов интеллектуальной собственности «одним прыжком» («очевидным простым решением»), как это предлагается некоторыми специалистами, будет не только неверно, но и вредно, так как приведет к «дикому», нецивилизованному рынку интеллектуальной собственности.

Последствия этого мы могли ощутить при разделе государственного имущества, оставшегося нам в наследство. Следует заметить, что некоторые сходные отрицательные тенденции применительно к формированию рынка объектов интеллектуальной собственности просматриваются уже сегодня. В условиях существенного сокращения финансирования, неразвитости нормативной базы и ослабления государственного контроля некоторые предприятия и организации, держатели результатов интеллектуальной собственности, в том числе и принадлежащих государству, ли на создание совместных предприятий с включением в уставный капитал результатов интеллектуальной деятельности, которые реально не оценивались, а включались по договоренности по «бросовым ценам».

Наблюдаются многочисленные случаи вывоза за рубеж частными лицами ценных изобретений, патентования российских разработок иностранными лицами в Российской Федерации и тем самым блокирования внутреннего рынка для отечественных предприятий-изготовителей этой продукции.

Решение вопросов, связанных с формированием цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, осуществляемым государством, обусловлено реализацией цепи последовательных, строго выверенных действий и мероприятий по выявлению, учету и закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности. Конечная цель осуществления комплекса организационных мероприятий, направленных на осуществление правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, видится в обеспечении строгого соблюдения интересов всех участников оборота объектов интеллектуальной собственности, обеспечении прозрачности условий и требований, предъявляемых к деятельности в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности.

Решение первоочередных задач в сфере правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения определено Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 года № 556, и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132, где в качестве приоритетов определены задачи по защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении государственных контрактов. Для решения этих задач при Министерстве юстиции Российской Федерации создано Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.

Почему принято именно такое решение, почему в первую очередь поставлен вопрос о защите интересов государства? Думается, что в сегодняшней ситуации по-другому быть не могло. Очевидность того, что только сильное государство может обеспечить и свои интересы как субъекта правоотношений, и каждого юридического и физического лица, не вызывает сомнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: