И проблема защиты интеллектуальной собственности

Формирование в России рыночного хозяйства открытого типа и изменение ее геополитического положения вследствие распада СССР и социалистического лагеря создали принципиально новые условия для внешнеэкономического развития страны. Существенно изменились характер ее экономических связей с зарубежными странами и их роль в процессе воспроизводства.

Произошедшие перемены, имели неоднозначные последствия для российской экономики и ее позиций в мире.

Ликвидация жестко централизованной планово-административной системы и проведение рыночных реформ высвободили творческую энергию и инициативу миллионов россиян для созидательной деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере. Предприятия начали приспосабливаться к функционированию на основе спроса и предложения, что открывало возможности для более эффективного использования имеющихся ресурсов и, следовательно, для интенсивного экономического роста. Однако эти возможности удалось реализовать лишь в незначительной степени вследствие, прежде всего, системного экономического кризиса, углубившегося под влиянием «шокового» курса реформ, которые проводились без учета особенностей нашей страны, что привело к резкому снижению российского экономического потенциала, дальнейшей деформации его структуры, падению жизненного уровня населения.

Курс на формирование открытой экономики, ставший возможным в условиях рыночных преобразований, означал поворот России к интеграции в мировое хозяйство. Данный курс позволил расширить ее доступ к мировым ресурсам и опыту, что привело к возрастанию значения внешнеэкономического фактора в национальной экономике. Повышению роли внешнеэкономических связей способствовало также расширение их пространственной сферы в результате превращения союзных республик бывшего СССР в самостоятельные государства.

Таким образом, к началу ХХI века на мировом рынке наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляла менее 1%. Для сравнения: на долю США приходилось 43%, Японии – 30%. Так принято сравнивать, но не надо забывать, что первые шаги по расширению участия российских предприятий во внешнеэкономической деятельности были предприняты только во второй половине 80-х годов. Однако в условиях сохранения централизованного планового хозяйства они оказались малорезультативными. Еще в 1991 г. около 97% всех экспортно-импортных операций по-прежнему приходилось на тогда еще функционирующие всесоюзные внешнеторговые объединения.

В настоящий момент в России благодаря открытости происходит подъем уровня производительности труда. Так, в сырьевых отраслях и энергетике он уже вплотную приблизился среднемировым показателям. Однако показатели по наукоемким отраслям еще пока составляют 15-25% от аналогичных показателей США. Объективная причина кроется в недостатке инвестиций в реальный сектор российской экономики и в производственный капитал, в частности.

Наблюдаемый процесс разрушения самих материальных основ российской экономики наводит на мысль о невозможности развития областей, базирующихся на высоких технологиях, производящих наукоемкую продукцию. Действительно, в большинстве промышленно развитых стран (ПРС) мира экономический рост на 90% обеспечивается применением знаний и технологий. Но не надо забывать значение международных экономических связей, которые к ХХI веку превратились в устойчивый интеграционный процесс, охватывающий все сферы международной экономической жизни. Таким образом, реализация курса на открытость дает экономике страны ряд преимуществ, к важнейшим из которых относят:

- увеличение национального дохода вследствие роста массы вовлекаемых в международный оборот ресурсов и факторов производства;

- совершенствование модели взаимодействия страны с мировым хозяйством (для России это переход от традиционной торговли к высоким формам сотрудничества: научно-техническая кооперация, производственная интеграция);

- развитие отечественного производства и приближение его уровня к мировому, то есть повышение конкурентоспособности национальной экономики;

- повышение степени международной мобильности национальных факторов производства;

- ускорение формирования в стране рыночной инфраструктуры.

Вместе с тем развитие внешнеэкономических связей России в условиях падения национального промышленного производства имело своим следствием усиление односторонней зависимости национальной экономики от внешних рынков, возникновение угрозы экономической безопасности страны. С распадом СССР и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) ухудшилось геоэкономическое положение страны. Морские порты и транспортные коммуникации, обеспечивающие выход на мировые рынки, перешли под контроль независимых государств - бывших республик СССР.

Все эти неблагоприятные обстоятельства в основном предопределили ряд существенных особенностей дальнейшего становления и развития внешней торговли и внешнеэкономических российских связей в целом в конце ушедшего столетия.

Главным направлением преобразования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России явилась ее либерализация. Суть осуществленных мероприятий состояла в отказе от государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и переходе к системе их регулирования с помощью преимущественно экономических методов, в устранении существовавших ранее запретов и ограничений, препятствовавших свободному ведению хозяйствующими субъектами страны экспортно-импортных и валютных операций с зарубежными партнерами, а также доступу иностранных товаров и капиталов на российский рынок.

По мнению ряда экономистов, соответствующая практика при современном состоянии экономики приводит к негативным последствиям, среди которых чаще всего упоминают:

- снижение отечественного промышленного потенциала, разрушение отраслей и отдельных секторов экономики;

- консервация диспропорций в структуре народно-хозяйственного комплекса на уровне середины 80-х годов, с преобладанием добывающей промышленности, высокой трудоемкостью и экологически опасными производствами;

- усиление финансовой, продовольственной и технологической зависимости от промышленно развитых стран, международных организаций и институтов на фоне отсутствия внутренних источников;

- снижение «качества» структуры отечественного экспорта и импорта;

- потеря национальными производителями части внутреннего рынка.

Вопросы либерализации внешнеэкономической деятельности решались с помощью жесткой системы регулирования экспорта, в том числе широкого применения количественных ограничений и централизации значительной части внешнеторгового оборота. Это было вызвано тем, что механизм регулирования внешнеторговых операций стал формироваться только в конце 1991 г. – начале 1992 г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных поставок. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России. Это было обусловлено слабостью и неустойчивостью развития нормативно-правовой базы.

За прошедшее время были приняты такие меры, как упорядочение экспорта стратегически важных сырьевых товаров, установление таможенных границ, создание инструментов сертификации и контроля за качеством импортной продукции, разработка информационной системы обслуживания ВЭД и, наконец, самым значительным шагом следует считать становление и развитие национальной законодательной базы страны в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности и прав на результаты интеллектуальной собственности.

К рубежу ХХ-ХХI веков в промышленно развитых странах стала складываться система качественно иного уровня ведения хозяйства. Соответственно вырабатывается законодательная база. Россия также формирует нормативное пространство, регулирующее осуществление новых форм деятельности. В условиях, когда переоцениваются почти все факторы производства, имеющие значение для российской экономики: природные ресурсы – применение ресурсосберегающих и безотходных технологий; трудовые ресурсы – в промышленно-развитых странах до 30% всех занятых имеют высшее образование, Япония стремится сделать высшее образование обязательным; капитал – переход к финансовой модели экономики; предпринимательские ресурсы – способностью эффективно организовать производство владеет 1 из 25 человек от природы, но тренинговые курсы позволяют открыть этот дар почти в каждом; научно-технический прогресс (НТП) – скорость коммерциализации изобретения, выраженная в прибылях венчурных фирм. Тенденции в развитии внешнеэкономических связей России, состояние экономики свидетельствуют о том, что вопрос национальной экономической безопасности требует полного внимания и планомерного разрешения. В настоящий момент необходимо работать на опережение промышленно развитых стран в части законодательства и теоретического обоснования новых форм хозяйствования, чтобы к моменту их массового распространения в России существовали все условия для их наиболее эффективного функционирования.

Растущая взаимозависимость множественности мировых рынков в экономике позволяет при проведении структурного анализа выявить определенные тенденции. Так, участие на мировом рынке технологий связано со структурой участия на рынке труда: по профессионально-квалификационной структуре соотношение групп, занимающихся преимущественно умственным трудом, к занимающимся преимущественно физическим трудом в промышленно-развитых странах 60 к 40%, в РФ 60 к 40%. Эти соотношения характеризуют профессионализм экономики в стране в целом, поскольку категория умственного труда включает специалистов с высшим образованием, управленцев и администраторов, административно-вспомогательный персонал и работников торговли.

Фактор науки играет роль в применении ресурса природы – переход на возобновляемые ресурсы. Произошел переход к контролю на административном уровне за эффективностью использования природных ресурсов – ответственность страны за использование ресурсов рассматривается в одной плоскости с загрязнением среды. НТП как качественное изменение в развитии производительных сил отражается на использовании всех ресурсов.

НТП – процесс открытия и использования новых знаний в хозяйственной сфере. Научный прогресс – это создание новых знаний, путем осуществления экономически обоснованных научно-исследовательских разработок (НИР), опытно-конструкторских разработок (ОКР) – исследований и разработок. Наука основана на 1) материально технической базе и 2) ученых и специалистах.

США в среднем 2,6% от ВВП расходуют на научные разработки, это составляет примерно 260 миллиардов долларов в год. В России все выглядит намного скромнее, к тому же доля ассигнований на научные исследования в государственном бюджете ежегодно сокращается.

По трудовым ресурсам картина следующая: в США сейчас 1 миллион научных сотрудников, в СССР было 1,7 млн., сейчас в России до 600 тысяч человек занято в науке. В России подается в среднем 19-20 тысяч заявок в год на получение патента, большая часть из них удовлетворяется. В СССР в 80-х годах ежегодно подавалось 220-240 тысяч заявок на получение авторских свидетельств, наибольшее число свидетельств было выдано в 1989 году – 170 тысяч штук. В 80-е годы СССР удерживал 25% мирового объема ноу-хау, однако с 1985 года началось стремительное отступление с завоеванных позиций. Сегодня средний возраст российских изобретателей колеблется между 60 и 65 годами – этот беспрецедентный возраст обусловлен организационной структурой российской науки – в ПРС большинство изобретений запатентовано на 25–35 летних, более старшие изобретатели заняты в экспертном и административном деле. Однако, по некоторым данным, до 72% заявок, поданных в США, ЕС, Израиле и Японии содержат российские корни. Это делается изобретателями целенаправленно – надежная защита патента - или иными лицами, получившими данные об изобретениях путем промышленного шпионажа.

Научно-исследовательские работы (НИР) подразделяют на: 1) фундаментальные – доля в общем объеме – 20%, 2) прикладные – около 50%, 3) разработки – около 30%. Структура финансирования научных исследований в США: 60% всех ассигнований на НИОКР в целом поступает из промышленности, 20% от государства и 20% от университетов. Это типичный пример коммерческой науки. В США, в отличие от России, нет академических институтов – фундаментальная наука базируется в частных учебных университетах. Это позволяет экономить колоссальные средства, в том числе за счет привлечения студентов непосредственно к научным исследованиям, что повышает конечную стоимость самих студентов по окончании университета на рынке труда.

В определении наукоемкой отрасли существует несколько подходов:

1) статистический – та отрасль является наукоемкой, где на НИОКР тратится большая доля от объема продаж, чем в среднем по промышленности;

2) по числу занятых – та отрасль наукоемка, в которой доля занятых в научных исследованиях выше, чем по промышленности;

3) по расходам – когда расходы на НИОКР занимают более 4% от продаж – отрасль наукоемка;

4) по персоналу – если 3-4% коллектива занято научными исследованиями – отрасль наукоемка.

На основе всех данных подходов можно определить степень наукоемкости, а следовательно, и технологического потенциала как отрасли, так и предприятия в отдельности. Сейчас самой наукоемкой отраслью является фармацевтическая промышленность. Внутри нее – предприятия, занимающиеся генными вопросами. Наличие в стране подобных институтов напрямую характеризует степень развития и присутствия фактора науки в национальной экономике.

В действительности различия по отраслям невелики и меняются от наукоемких к традиционным и обратно довольно часто. Примером может служить автомобильная промышленность США в 70 – 80-е и 90-е годы, когда уровень наукоемкости разнился от модели к модели и даже от узла к узлу.

Новые знания, рождаемые наукой, являются интеллектуальным продуктом. Права на интеллектуальную собственность защищаются национальными законодательствами. Это порождает значительные сложности в процессе передачи знаний и технологий, поскольку необходимо учесть требования нескольких национальных систем, дабы соблюсти свободу от требований со стороны третьих лиц на интеллектуальную продукцию.

Существуют определенные трудности и в самом подходе к защите прав в различных государствах. Уровень бюрократизации чрезвычайно важен, поскольку негибкость и медленная адаптация к переменам присущи всем государственным структурам любого государства. Оторванность чиновников от научно-технического прогресса, от живой коммерческой деятельности, недостаток микроэкономических знаний зачастую приводит к негативным результатам при передаче технологий в рамках лицензионных договоров и определения патентной чистоты на предшествующих этапах.

Государственные предприятия России при выходе на внешний рынок со своими технологиями делают упор на авиацию, космос и атомную энергетику, направления с высоким уровнем государственного управления. Негосударственные компании стараются ориентироваться на теоретическую математику, компьютеризацию и разработку программных средств, физику твердого тела, биологию, ядерную физику и лазерные технологии – направления с потенциалом выше мирового и низким уровнем контроля. К тому же для проведения исследований в данных областях можно обойтись ограниченным штатом сотрудников или осуществить изыскания на базе государственных предприятий, которые находятся в критическом состоянии. Это касается, в частности, фундаментальных заделов по математике и биологии.

Выделение международной торговли знаниями – передачи технологии в самостоятельную форму международных экономических отношений наряду с торговлей товарами и услугами, движением капитала, миграцией и МВКО напрямую связано с углублением международного разделения труда(МРТ) и все возрастающей специализацией. Углубление специализации ведет к повышению эффективности экономики, а полученное разнообразие экономик ведет к взаимозависимости государств. Процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе устойчивого развития взаимосвязи и МРТ называется международной экономической интеграцией (МЭИ). МЭИ носит блоковый характер: сращивание экономик исторически соседних стран в единый хозяйственный комплекс при ориентации стран на свой и соседние регионы – регионализация международных экономических отношений (МЭО).

Международная торговля, международное движение капиталов, международная миграция рабочей силы и международный обмен информацией – это 4 источника процесса превращения мирового хозяйственного рынка в единый рынок товаров, услуг, капитала и знаний, циркулирующих в рамках одной операции. Такой процесс получил название глобализации.

Данная ситуация говорит о прочности международных экономических и научных связей, о взаимном доверии между странами в стратегических вопросах, что особо значимо для нашей страны, поскольку достижение человечеством постиндустриальной модели хозяйствования невозможно без глобализации абсолютно всех сфер человеческого бытия. Экономическая интеграция и глобализация – основанные на информационном потоке, доверии и унификации производственной базы – признаки и пути достижения новой системы всемирного управления и распределения. Сотрудничество по стратегическим аспектам развития человечества: фундаментальная наука, технологии и планирование экономических процессов – позволит России упрочить свой научный авторитет, а, следовательно, и улучшить экономическое положение всего государства и населения. Опыт Японии показывает, что в течение нескольких лет путем закупки технологий и лизинга оборудования можно достичь мирового уровня производства и работать уже на опережение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: