ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей);
— 3—4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм). ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);
— 5—6 лет — гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры — соревнования»;
— Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
—Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;
— ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;
— Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);
— Восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);
|
|
— Развитие воли, произвольности действий;
— Любознательность (в 4—5 лет — «почемучки»);
— Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)
— Изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в рисунках (детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния), существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности. (Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную детскую речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребенка.);
— Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет),затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;
— Развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);
— Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;
— Интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3—4 года); формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5—6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
|
|
— Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития;
— Формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;
¾ Формирование новообразований:
возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения;
возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).
— Формирование готовности к школе, которая проявляется не формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:
произвольность поведения — умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;
в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); умение использовать в деятельности знаково-символические средства: замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;
в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.
Для психодиагностики уровня готовности ребенка к школе могут применяться тесты Йерасека, А. Венгера, Г. Витцлака, компьютерный пакет «Готовность к школе» Н.И. Улановской и др. методики.