Классификация этнических общностей по критерию их языковой принадлежности называется этнолингвистической классификацией

I. Индоевропейская языковая семья

1) Славянская группа (восточнославянская): русские, белорусы, украинцы

2) Армянская группа: армяне.

3) Греческая группа: греки

4) Иранская группа: осетины, таты, талыши

П. Северокавказская языковая семья (как часть иберийско-кавказской яз. семьи)

1)Адыго-абхазская группа: адыгская (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги); абхазская (абазины, абхазы)

2) Нахско-дагестанская: нахская (чеченцы, ингуши, чеченцы-аккинцы, кисты, бацбийцы)

дагестанская (а) аваро-андо-цезская б) Даргинская в) Лакская – лакцы г) Лезгинская

III. Алтайская языковая семья:

1) Тюркоязычная группа: (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы)

2) Монгольская языковая группа (калмыки)

В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

Многоязычие - употребление нескольких языков в пределах определённой социаль­ной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Принято различать «индиви­ду­аль­ное» и «национальное» много­язы­чие, последнее служит объектом социо­лингви­сти­че­ско­го изучения. В наиболь­ших масштабах много­язы­чие свойственно многонациональным государствам (СССР, США, Индия, Нигерия и др.). В условиях много­язы­чия коммуникативные формы (языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны и т. п.) образуют функциональную иерархию, например: 1) узколокальные средства внутри­груп­по­во­го общения («домашние» языки), 2) локальные средства межгруппового бытового общения (так называемый язык «базара» в разно­пле­мён­ных сельских сообществах Азии и Африки), 3) язык админи­стра­тив­ной (или национальной) области, 4) язык много­на­ци­о­наль­но­го региона, 5) общегосударственный язык (может быть и «надгосударственным», т. е. международным)

Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма); Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. Для много­язы­чия (билингвизма) имеет существенное значение функцио­наль­ный статус употребляемых языков и степень их близости — генетическая или типо­ло­ги­че­ская. На почве много­язы­чия происходит интерференция и конвергенция языков, образуются языковые союзы.

В первую очередь, конечно же, следует обратиться к Конституции РФ (ст. 68), в которой чётко прописано:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои гос языки. В органах гос вл, органах мсу, гос учреждреспублик они употребляются наряду с гос языком РФ.

3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению дух культуры народов РФ.

7. Обязательность исп гос языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос языками респ, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.

Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке». Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык», направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

Северный Кавказ — очень богатый в языковом отношении регион, который отличается многонациональностью (более 50 автохтонных народов) и необычайной языковой дробностью. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающим. В этот список вошли двадцать языков нахско-дагесганской группы: андийский, арчинский, ахвах-ский, багвалинский, бежтинский, агульский, ботлихский, годоберинский, гунзибский, каратинский и др. — и два языка абхазо-адыгской группы: абазинский и пштсугский. а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»

Актуальной задачей на Северном Кавказе в настоящее время является защита языкового и культурного многообразия народов этого региона, К неотложным задачам по сохранению и развитию исчезающих языков следует отнести решение вопросов языкового строительства: изучение реальных возможностей расширения общественных функций национальных государственных языков, развитие их литературных норм, издание учебников и учебных пособий, текстовое содержание которых отражало бы духовное наследие и языковую картину мира народов Северного Кавказа, их нравственные идеалы и этнопсихологию. Современная языковая политика связана с традициями ее осуществления в Северо-Кавказском регионе и стране в целом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: