«Особенности личности больного, его позиция по отношению к своему заболеванию, а также по отношению к врачам и другому медицинскому персоналу становятся существенно важными факторами успешности его реабилитации. При соматических заболеваниях, как правило, всегда налицо, по выражению К.К. Платонова, «сложные кольцевые зависимости психического и соматического по типу круга, а в ряде случаев, порочного круга, с взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот... В соматической клинике применяются различные методы психологической коррекции. Однако в последнее время наблюдается направленность на личностно-ориентированную психотерапию, которая по существу представляет собой психологическую коррекцию личностных структур.
Тематическая
характеристика
| Направление
динамическое
| Направление
бихевиоральное
| Направление экзистенциально гуманистическое
|
Основная
проблема
| Сексуальное подавление
| Тревога
| Психическое отчуждение
|
Концепция патологии
| Конфликты в сфере инстинктов; ранние либидозные влечения и желания вне сознания,
т.е. бессознательные
| Приобретенные стереотипы поведения: чрезмерно или недостаточно развитые формы поведения, подкрепляемые окружением
| Экзистенциальное отчаяние: утрата человеком возможностей, расщепление «Я», рассогласование между мыслями, чувствами и поведением
|
Концепция здоровья
| Разрешение конфликтов: победа «эго» над «ид»,
т.е. возрастание силы «эго»
| Устранение симптомов:
отсутствие специфического
симптома и/или снижение
тревоги
| Актуализация потенциала: рост «Я»,
аутентичности
и спонтанности
|
Задача
психотерапевта
| Понять
бессознательное психическое содержание и его историческое, скрытое
значение
| Программировать, подкреплять, подавлять или формировать специифические бихевиоральные реакции на продуцирующие тревогу стимулы
| Взаимодействовать в
атмосфере взаимного принятия, способствующей самовыражению (от соматического до духовного)
|
Основные средства, техники
| Интерпретация:
свободная ассоциация, анализ переноса, сопротивление, обмолвки и мечты
| Кондиционирование
(обусловливание): систе-матическая десенсиби-лизация, позитивные и негативные подкрепления, моделирование
| Энкаунтер: равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств
|
Временной подход и «фокус»
| Исторический: субъективное прошлое
| Неисторический: объективное настоящие
| Отсутствие историзма: феноменологический момент
|
Лечебная
модель
| Медицинская:
врач – пациент или родитель – ребенок
(авторитарная), т.е. терапевтический союз.
| Образовательная: преподаватель – ученик или родитель – ребенок (авторитарная), т.е. учебный союз
| Экзистенциальная: диада двух равных людей или взрослых (эгалитарная), т.е. человеческий союз
|
Природа излечения
| Трансферентная (переносная) и первостепенная для лечения: нереальные взаимоотношения
| Реальная, но второстепенная для лечения: взаимоотношения отсутствуют
| Реальная и первостепенная для лечения: реальные взаимоотношения
|
Роль и позиция психотерапевта
| Интерпретирующий-обдумывающий: непрямой, бесстрастный или фрустрирующий
| Формирующий-советующий: прямой, разрешающий проблемы или практический
| Взаимодействующий-принимающий: взаимно-разрешающий или удовлетворяющий
|