Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.
Задачи руководства:
• целеполагание (выработка ближайших и отдаленных целей своей деятельности);
• поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим для них проблемам;
• информирование (передача членам группы необходимого объема сведений и сбор информации, поступающей от них);
• принятие решений (обеспечивает процесс формирования единого мнения группы по важнейшим вопросам реализации стоящих задач);
• контроль за деятельностью группы в важнейших сферах.
Стили руководства.
Демократический стиль - привлечение большинства членов группы к обсуждению основных вопросов и проблем, взаимное распределение прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы людей, взаимный контроль деятельности.
Авторитарный стиль - руководитель сам решает все вопросы, при этом он может учитывать, а может и не учитывать мнения других. Характеризуется повышенной требовательностью ко всем членам группы, которая ограничивает инициативу и самостоятельность, часто сопровождается грубостью, запугиванием. Такое руководство исключает разъяснение и убеждение, а сводится лишь к требованиям.
|
|
Либеральный стиль - руководитель не вмешивается в деятельность и взаимоотношения членов малой группы, предоставляя последним самим решать свои проблемы. Руководители не требуют ответственности за невыполнение задач членами малой группы, пускают развитие событий на самотек.
В заключение стоит отметить, что у различных людей стиль руководства представляет собой сочетание трех основных типов. В некоторых ситуациях наиболее эффективны определенные стили (например, авторитарный в ФСБ, либеральный при организации научных исследовании и т. д.).