(исследование произвольного запоминания)
Проводятся два опыта (индивидуальных) с двумя испытуемыми, не участвовавшими в аналогичном исследовании или исследовании непроизвольного запоминания по методике П.И.Зинченко.
Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображен предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки.
Опыт I. Произвольное запоминание изображений предметов без их классификации. Испытуемый получает задание запомнить предметы, изображенные на карточках, при их последовательном применении. О том, что эти предметы можно классифицировать, ему не сообщают. Карточки предъявляются по одной со скоростью 1-1,5 с, причем в таком порядке, чтобы затруднить их классификацию. После окончания предъявления карточек испытуемому предлагается письменно воспроизвести названия предметов, изображенных на них.
Опыт II. Произвольное запоминание изображений предметов с применением классификации. Карточки раскладываются на столе так, чтобы они не образовывали определенных групп по смыслу. Испытуемый должен запомнить 15 предметов, изображенных на карточках. С целью лучшего запоминания ему предлагают классифицировать их, раскладывая по группам. Далее ему предлагают припомнить предметы по группам и письменно воспроизвести их названия.
|
|
Обработка данных и анализ результатов:
а) определить среднее число правильно воспроизведенных предметов в обоих опытах;
б) сравнить объем воспроизведения названий предметов в обоих опытах и сделать вывод об условиях продуктивности произвольного запоминания.
Приложение 4