Оперативное управление предприятием

Управление затратами

Управление затратами является важнейшим направлением управленческой деятельности, поскольку именно соотношение между доходами и расходами предприятия определяет в конечном счете его финансовое состояние, прибыльность и перспективы развития.

К числу первоочередных задач, решаемых при управлении затратами следует отнести:

• Выявление структуры затрат и проведение их классификации.

• Учет всех видов затрат (производственных и непроизводственных, прямых и косвенных, переменных и постоянных).

• Калькуляция себестоимости всех видов выпускаемой продукции, оценка структуры себестоимости, выявление факторов, влияющих на себестоимость продукции, и выявление резервов снижения себестоимости.

• Анализ влияния себестоимости на величину прибыли.

• Формирование обоснованных (конкурентоспособных) цен на весь номенклатурный ряд продукции.

• Планирование затрат, формирование бюджета доходов и расходов с определением базовых нормативов по статьям затрат.

• Анализ отклонений фактических затрат от нормативных показателей. Простой перечень задач показывает, что управление затратами основано на обработке больших информационных массивов и использовании достаточно сложных алгоритмов анализа данных.

Ведение как оперативного, так и среднесрочного управления затратами, особенно в условиях нестабильного рынка, требующих немедленного реагирования на текущие изменения, невозможно представить без автоматизации.

Управление финансами

Управление финансами (финансовый менеджмент) является одним из ключевых направлений управления ресурсами предприятия, которое базируется на информации о текущем финансовом состоянии предприятия, а также анализе показателей прибыльности, финансовой устойчивости, оборачиваемости, рентабельности и др. Целью финансового менеджмента является обеспечение приращения денежных средств в ходе их циклического движения и увеличение экономического дохода компании. Управление финансами ориентировано не на разовое получение максимальной прибыли, а на обеспечение устойчивого и пропорционального развития предприятия, увеличение его рыночной стоимости.

В ходе оперативного управления финансами предприятия производится:

• Контроль движения денежных средств, при котором любое перемещение денежных средств отражается на счетах компании.

• Управление денежными потоками.

• Управление налоговыми отчислениями.

• Управление оборотными активами.

• Управление инвестиционными проектами.

• Внутренний аудит компании.

• Расчет финансовых коэффициентов (доходности, оборачиваемости активов, ликвидности, финансовой устойчивости) и проведение на их основе диагностики финансового состояния предприятия.

• Получение разнообразных аналитических финансовых документов, к которым относятся: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Управление денежными потоками

Денежный поток - это движение денежных средств в реальном времени. В основе управления денежными потоками лежит концепция денежного кругооборота. Например, деньги конвертируются в запасы, дебиторскую задолженность и обратно в деньги, замыкая цикл движения оборотного капитала компании. Когда денежный поток уменьшается или перекрывается полностью, возникает явление неплатежеспособности. Недостаток денежных средств предприятие может ощутить даже в том случае, если формально оно остается прибыльным (например, нарушаются сроки платежей клиентами компании). Именно с этим связаны проблемы доходных, но неликвидных компаний, стоящих на грани банкротства.

Управление финансовыми потоками является чрезвычайно ответственным направлением финансового менеджмента и предназначено для решения следующих задач:

• Контроль в режиме реального времени за движением денежных средств предприятия, учет всех денежных поступлений и всех денежных расходов.

• Ведение взаиморасчетов с внешними и внутренними контрагентами.

• Ведение взаиморасчетов в рамках действующих контрактов (договоров) и оценка текущих финансовых результатов по контрактам (договорам).

• Управление дебиторской задолженностью.

• Управление кредиторской задолженностью.

• Формирование отчетов о движении денежных средств, включающих информацию о: - Денежном потоке от основной производственной деятельности предприятия,

- Денежном потоке от инвестиционной деятельности,

- Денежном потоке от финансовой деятельности.

• Планирование денежных потоков.

Управление оборотными средствами

Предприятие, функционирующее на принципах самоокупаемости, обязано эффективного управлять собственными оборотными средствами для обеспечения:

• Рационального использования ресурсов предприятия в основной производственной деятельности.

• Оперативного определения ликвидности предприятия и своевременного погашения задолженностей.

Внедрение комплексной информационной системы существенно упрощает проведение анализа структуры оборотных средств (для каждого производственного цикла легко могут быть определены пропорции распределения ресурсов между запасами, дебиторской задолженностью, выданными авансами, денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями), а также расчета оборачиваемости и рентабельности текущих активов.

Основная задача оперативного управления оборотными средствами - это поддержание такого уровня оборотных средств, который обеспечивает получение максимальной прибыли при допустимых показателях ликвидности и финансового риска.

Рычагами управления оборотными средствами являются:

• Управление запасами, включая управление запасами готовой продукции,

• Управление дебиторской задолженностью, включающее контроль по срокам возникновения, введение гибких форм и графиков оплаты, поддержание баланса между дебиторской и кредиторской задолженностями.

Для оценки эффективности управления оборотными средствами используются следующие показатели:

• Величина оборотных средств,

• Структура оборотных средств,

• Оборачиваемость по каждому элементу структуры,

• Продолжительность финансового цикла,

• Рентабельность текущих активов.

Управление закупками

Управление закупками является важной составляющей логистического менеджмента, позволяющей предприятию получить дополнительные конкурентные преимущества за счет эффективного использования оборотных средств.

Приведем классический перечень задач, решаемых при управлении закупками:

• Мониторинг товарных остатков на складах компании. Для производственных компаний определенные запасы сырья, полуфабрикатов, материалов являются гарантией обеспечения непрерывности производства. Для компаний, занимающихся дистрибьюторской деятельностью, обязательно наличие пользующегося спросом товара.

• Определение потребности в закупке по позициям ассортиментного ряда. Классификация товарно-материальных ценностей на основании стоимости товара и числа его наименований, а также выделение значимых товаров для производства и реализации.

• Определение периодичности и оптимального объема закупки, с учетом формирования необходимого страхового запаса и вероятности срыва поставки.

• Определение оптимального уровня закупочных цен.

• Выбор поставщиков для обеспечения закупки необходимого ассортимента товаров. Внимание должно быть уделено качеству поставляемого товара, закупочной цене, наличию у поставщика программ гибкого ценообразования, территориальному расположению поставщиков. • Корректировка плана закупок в случае срыва поставок.

• Мониторинг движения товара от поставщика на склады компании.

• Контроль состояния взаиморасчетов с поставщиками.

Управление издержками

Под издержками традиционно понимаются, прежде всего, производственные издержки, а именно расходы, включающие оплату труда, страхование, транспортные расходы, плату за хранение на складе, электроэнергию, сырье и т. д. Управление издержками проводится с целью их минимизации и должно основываться на принципах оптимального управления логистической системой предприятия.

Управление издержками включает:

• Управлением закупками.

• Управлением продажами.

• Управлением запасами.

• Управлением процессом производства.

• Анализ источников издержек и определение механизмов их снижения (например, снижением материало- и энергоемкости производства, выявление источников потерь тепла при обогреве помещений).

• Обновление ассортимента выпускаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.

• Установление оптимального соотношения между качеством продукции и ее себестоимостью.

На российских предприятиях исторически сформировался еще один источник издержек, связанный с необходимостью содержать находящиеся в собственности объекты социальной сферы.

Такими объектами являются дома отдыха, клубы, спортивные сооружения, детские лагеря, школы и детские сады, общежития, предприятия общественного питания и др. Зачастую на поддержание подобных объектов расходуется значительная часть прибыли, что делает предприятие низкоприбыльным или даже убыточным.

В ходе управления подобными издержками решаются следующие задачи:

• Проводится анализ доходов и издержек на каждый объект социальной сферы.

• Проводится анализ социальной значимости каждого объекта.

• Разрабатывается долгосрочная стратегия развития объектов, предусматривающая увеличение их прибыльности (сдача в аренду, коммерческое использование, перепрофилирование и пр.).

Управление запасами

Под управлением запасами мы в первую очередь понимаем управление товарными запасами или запасами сырья. Наиболее актуально управление запасами для компаний торговой и производственной сфер, а также для компаний, предоставляющих услуги по хранению товаров на своих складах.

Представим перечень задач, решаемых при управлении запасами, в компаниях торговой сферы:

• Мониторинг наличия и распределения товара в системе складов, начиная от распределения по складам и заканчивая размещением конкретных товарных единиц (с определенным серийным номером или относящихся к определенной партии) по местам хранения, ячейкам, стеллажам, коробкам.

• Контроль уровня запаса товара. Определение минимально допустимого уровня запаса, определение динамики изменения уровня и прогноз момента достижения минимального уровня запаса в будущем, планирование закупок.

• Размещение товаров в системе складов оптимальным образом, повышение эффективности использования складских помещений. Размещение в системе складов скоропортящихся товаров (продуктов питания, некоторых лекарственных и косметических средств и т.п.). Размещение товаров по принципам LIFO и FIFO. Размещение товаров с учетом динамики их движения.

• Контроль сроков годности и реализации отдельных товарных единиц и партий скоропортящихся товаров.

• Контроль параметров внешней среды на складах, предназначенных для продукции с особыми условиями хранения.

• Контроль работы складского персонала.

Задачи, решаемые при управлении запасами, в производственной сфере во многом сходны с представленными выше.

Особо можно выделить следующие:

• Планирование закупок сырья на базе прогноза продаж готовой продукции.

• Расчет себестоимости готовой продукции за произвольный период времени.

При существующем на рынке ассортименте товаров, управление запасами просто немыслимо без поддержки со стороны специализированных программных продуктов, способных полно и своевременно предоставлять информацию, необходимую принятия решений о заключении договоров на продажу, совершении новых закупок, изменении цен, реорганизации системы складов и пр.

Управление продажами

Поскольку увеличение сбыта наиболее очевидный способ приращения прибыли предприятия, управление продажами должно проводиться таким образом, чтобы обеспечивать их устойчивый рост.

В ходе управления продажами проводится:

• Мониторинг продаж и учет всех торговых операций в режиме реального времени.

• Мониторинг товарных остатков с целью обеспечения согласованного управления логистической цепочкой закупка - хранение - производство - хранение готовой продукции - сбыт (для производственных компаний) либо цепочкой закупка-хранение-сбыт (для фирм-дистрибьюторов).

• Формирование обоснованных, конкурентоспособных цен на товары ассортиментного ряда.

• Использование гибких алгоритмов ценообразования и форм оплаты, введение системы скидок, и программы кредитования, разработка специальных программ для постоянных клиентов.

• Оценка динамики продаж отдельных товаров ассортиментного ряда, выявление лидеров продаж.

• Планирование продаж.

• Контроль качества реализуемых товаров.

• Составление оптимального плана затрат на рекламу.

• Использование новых технических средств Internet-магазинов, электронной почты.

• Контроль состояния взаиморасчетов с клиентами.

• Контроль работы торгового персонала.

Управление активами

К активам относят любые ресурсы предприятия, способные приносить прибыль в будущем. Поскольку вопросы управления текущими активами (денежными ресурсами, дебиторской задолженностью и запасами) рассмотрены в смежных разделах, остановимся на управлении фиксированными активами.

По оценкам ряда аналитиков в настоящее время на российских предприятиях около 20% производственных зданий и производственного оборудования не используется, помимо этого значительная часть оборудования используется недостаточно эффективно. Следствием такой ситуации является увеличение расходов на эксплуатацию и текущее обслуживание без соответствующего увеличения дохода, снижение производительности труда, убытки от уплаты налогов на нерационально используемое имущество.

В процессе управления фиксированными активами должна быть проведена следующая работа:

• Классификация активов. Обычно выделяют не использующиеся активы, частично использующиеся активы, неэффективно использующиеся активы, объекты незавершенного строительства.

• Анализ доходов и расходов для каждого объекта с выявлением статей потенциального увеличения доходности.

• Построение оптимального плана развития каждого объекта (возможны варианты: продажа, аренда, снос, увеличение загрузки).

Для решения задач эффективного использования производственного оборудования предназначены ИС управления производственными фондами и активами (EAM системы - enterprise asset management), являющиеся, по сути, новым поколением систем техобслуживания и ремонта.

Эффект от внедрения систем подобного класса выражается в следующем:

• Сокращаются затраты на ремонт и обслуживание оборудования.

• Сокращаются простои оборудования.

• Сокращаются сроки ремонта.

• Повышается производительность труда и фондоотдача.

• Упорядочивается учет.

• Упорядочивается обеспечение запчастями.

• Устанавливается контроль над работой персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: