Подходы к регулированию бюджета

1/ Ежегодное балансирование бюджета – т.е. старались бюджет каждого года свести без дефицита и профицита. Метод использовался до 30-х г. ХХ. Практика применения показала, что если ежегодно ↓ расходы и ↑ налоги, то происходит понижение совокупного спроса, => экономический кризис усиливается.

2/ Циклическое балансирование бюджета – в период спада экономики (несколько лет) необходимо проводить антициклическую политику, т.е. ↓ налоги и ↑ расходы, а в период подъема – ↑ налоги и ↓ расходы. В результате, в течение ряда лет дефицит периода спада должен покрыться профицитом периода подъема. Но на практике оказывается, что спад носит длительный и глубокий характер, а подъем – короткий и незначительный. Все это приводит к образованию циклического бюджетного дефицита, который с каждым новым экономическим циклом будет только нарастать.

3/ Отказ от балансирования бюджета (функциональное финансирование) – современный подход. Сторонники этого метода утверждают, что проблема дефицита и профицита – малозначительна. Главное – это спад экономики и рост инфляции. Решение этих проблем автоматически ликвидирует бюджетный дефицит.

Источники покрытия бюджетного дефицита.

1. Сокращение бюджетных расходов – секвестр – т.е. пропорциональное сокращение всех незащищенных расходных статей. Как правило, секвестру подвергаются социальные статьи. В 2003 г. Правительство РФ предлагало сократить расходы на 36 млрд. рублей.

2. Эмиссия денег – (финансовый наркотик) – мотор инфляции.

3. Повышение налоговых ставок, введение новых налогов и объектов налогообложения, т.е. изыскание дополнительных доходов.

4. Одалживание денег через: 1) выпуск ГКО и ОФЗ; 2) кредиты в ЦБ, МВФ, МБРР, ЕБРР, в других международных кредитных организациях и странах. Политика одалживания денег приводит к образованию государственного долга.

Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, займов и процентов по ним, накопленная за все время существования государства.

1. Внутренний государственный долг – задолженность государства перед гражданами и национальными фирмами.

2. Внешний государственный долг – задолженность государства перед иностранными гражданами и фирмами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: