Производительность труда и выработка, методы определения и основные факторы, влияющие на их повышение

Производительность труда (п/т)– это комплексный показатель эффективности использования трудовых ресурсов, это эффективность производственной деят-ти людей, выраженная соотношением затрат труда и кол-ва произведенных мат-ых благ. Измеряется производительность труда кол-ом продукции в натуральном, стоимостном или ином выражении, произведенной одним раб-ом за какой-то период (час, смену, год) или временем, затраченным на изготовление ед. продукции. В пр-ве продукции тр-та участвуют два вида труда: живой, т.е. труд, затрачиваемый раб-ми при осуществлении пр-венного процесса, и прошлый (овеществленный) израсходованный при создании данного вида продукции.

Производительность труда зависит от состояния средств производства и эффективного их использования.

Производительность труда бывает:

- индивидуальная

Произ. Труда =объем производства/Ч списочная,

Трудоемкость=Т(затраты живого труда, чел-часы)/ V

- общественная- определяется по затратам не только живого, но и овеществленного труда, его рост является решающим фактором в обеспечении прироста национального дохода и продукции отражающего материальное производство.

Произ.Труда = ВВП/Численность населения реального сектора экономики

Измерение производительности труда необходимо:

-Для анализа и оценки эффективности производства

-Определения объема производимой продукции

-Определения оптимального соотношения между фондами потребления и накопления

На п/т оказывают влияние такие факторы, как технически прогресс, фондовооруженность, объем капитальных вложений, качество рабочей силы и ее распределение, управление различными ресурсами и эф-ть их размещения. Другими словами, произ-ть труда увеличивается по мере улучшения проф-ой подготовки, образования, здоровья раб-ов и повышения их заинтересованности, по мере роста обеспеченности высокопроизводительными машинами и оборудованием, а также природными ресурсами, при лучшей организации и управлении пр-вом. При анализе п/т необходимо учитывать всю сумму затрат живого и овеществленного труда. Существующие способы учета и расчетов позволяют определить с достаточной точностью только затраты живого труда. Затраты овеществленного труда установить значительно сложнее. Поэтому в планах и отчетах ж.д.тр-та рассчитывают затраты только живого труда, т.е. п/т измеряют выработкой – количеством продукции, выработанной одним раб-ом в ед. времени (Выработка — основной показатель производительности труда, характеризующий количество (в натуральных показателях) или стоимость произведенной продукции (товарная, валовая, чистая продукция), приходящиеся на единицу времени (час, смена, квартал, год) или одного среднесписочного работника.). Выработка рассчитывается как отношение объема произведенной продукции (ОП) к затратам рабочего времени на производство этой продукции (Т) или к среднесписочной численности работников либо рабочих (Ч)

Производительность труда может быть выражена через трудоемкость, которая определяется как отношение затрат живого труда к объему продукции.

Также на произ-ть труда на ж.д. тр-те влияют специфич.трансп факторы, связанных с общим развитием эк-ки страны: размещение произ-ва, густота перевозок, распределение перевозок по видам тр-та, неравномерность перевозок во времени и по направлениям, соотношение грузовых и пасс перевозок, их дальность и структура. Наибольшее влияние на уровень произ-ти труда оказывает густота перевозок, т.к. чем она выше, тем экономически выгоднее применение более мощной и производительной техники.

Основными путями повышения произ-ти труда раб-ов ж.д. тр-та явл.:, внедрение прогрессивной техники, механизация, автоматизация произ-ых процессов, способствующих сокращению затрат ручного труда; совершенствование технологических процессов, кооперирование и специализация пр-ва; внедрение научной организации труда и повышение ее эффективности; рост объема перевозок улучшение качественных пок-лей использования под-го состава, особенно произ-ти лок и вагонов; распространение и повышение эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда; укрепление трудовой, исполнительской дисциплины и принципов материальной заинтересованности раб-ов; совершенствование нормирования труда, в частности, раб-ов с повременной оплатой труда, лучшее исп-е раб-го времени; повышение квалификации и культурно-технического уровня раб-ов; улучшение организации планирования и управления перевозочным процессом.

По отрасли средний уровень произ-ти труда опред-ют через приведенные т-км нетто, приходящиеся на одного занятого на перевозках раб-ка. Общий объем приведенной работы на ж.д. тр-те складывается из тарифных т-км и пас-км, кот. учитываются с коэ-ом приведения.

Этот способ расчета произ-ти труда используется на дорогах и отделениях дорог. На станциях вместо тарифных т-км используется показатель «эксплуатационные т-км».

Производительность труда: измеряется кол-ом продукции произведенной работником за ед. рабочего времени, или кол-ом времени кот-е он затрачивает на производство ед-цы продукции.

Существуют следующие методы измерения производительности труда:

1.натуральный метод (п/т измеряется в натуральных единицах: вагонах, тонна, тонно-км и т.д. наиболее точно отражает производительность труда и количество выпускаемой продукции, непосредственно связан с величиной затрат труда на ее изготовление. Метод применяют при выработке предприятием однородной продукции.

2.условно-натуральный метод (производительность определяется делением кол-ва условных учетных единиц продукции на численность работников). Данный метод основан на приведении разных изделий к одному измерителю. Так, по сети, отдельным ж.д. и отделениям дорог производительность труда по эксплуатац. деят-ти измеряется кол-ом т-км на одного среднесписочного работника по эксплуатации: ,

где Plгр - т-км груз. пер.-тарифные по сети и жд и экспл – по отд дорог;

Plпасс - пасс-км;

Чсп- среднесписочн. чис-ть работников;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: