Психологическая характеристика младшего школьника

___________________________

План

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность - как ведущая деятельность дошкольного возраста. Мотивы учения.

3. Ценность младшего школьного возраста

4. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

5. Особенности личности младшего школьника

6. Эмоционально – волевая сфера.

7. Группы риска в младшем школьном возрасте.

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте такова: Cоциальный статус школьника, освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.

3. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей.
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

- .............................................. система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

- ............................................ т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

- .........................................., те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
- ......................................... - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
- ....................................... - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Динамика мотивации:..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходимо........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 4. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, память, воображение, мышление, восприятие и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», согласно Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции. К познавательным процессам младшего школьника относятся: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.

Мышление. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу­чения мышление выдвигается в центр сознательной дея­тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж­дающего мышления, происходит в ходе усвоения науч­ных знаний.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занкова).

Восприятие - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина.
Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. Недостаточно развиты свойства внимания: распределение, устойчивость и др. Способность к произвольному вниманию 10-15 мин. Слабость внутреннего внимания, вследствие этого больше объяснять детям их ошибки. Не затягивать выполнение упражнений – главная задача учителя ФК.

К концу младшего школьного возраста в 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: