Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное)

Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.

Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) – это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности.

С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части – субъекта управления и управляемой - объекта управления, связанных каналами передачи информации.

Принципиальная схема СУБЖ

Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы «человек – среда обитания». В результате система «человек - среда обитания» переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.

Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности – обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек – среда обитания».

Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели:

обеспечение безопасности среды обитания;

обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:

обеспечение безопасности производственной деятельности;

обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;

обеспечение экологической безопасности;

предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ – функций управления. Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.

Управлениебезопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций:

учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе «человек – среда обитания»;

прогнозирование условий жизнедеятельности;

планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;

организация, координация выполнения работ и оперативное управление;

активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;

определение эффективности мероприятий;

контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.

Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.

Функции управления реализуются посредством системы методов управления, то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.

К средствам управления БЖД относятся:

образование (подготовка) населения;

воспитание культуры безопасного поведения;

профессиональное обучение;

профессиональный отбор;

медицинский отбор;

психологические воздействия на субъекты управления;

рационализация режимов труда и отдыха;

технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);

средства индивидуальной защиты (СИЗ);

система льгот и компенсаций и др.

В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:

управления безопасностью труда;

управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;

управления в чрезвычайных ситуациях.

Управление безопасностью жизнедеятельности
Управление охраной труда
Управление охраной окружающей среды
Управление защитой от ЧС
Министерство труда Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
 
 


2. Управление защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях .

Катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году и землетрясение в Армении в 1988 году рельефно показали недостатки существующей системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций и подтвердили необходимость создания государственно­го механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС в мирное время. В 1990 году был образован Российский корпус спасателей, но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сокращенно РСЧС), созданная в 1992 г. и реформирован­ная в 1995 г., основной целью которой стало предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий.

Создание РСЧС базировалось на ряде основополагающих принципов.

Во-первых, это принцип комплексного подхода, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обеспечение защиты всего населения Российской Федерации, других граждан, находящихся на ее территории.

Во-вторых, принцип приоритета превентивной безопасности, обеспечения снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Не случайно, девизом новой системы стали слова – «предотвращение, спасение, помощь».

В-третьих, организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должны являться обязательной функцией всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм собственности, с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между этими органами.

Принципиально важным являлось также то, что организационная структура РСЧС строилась в строгом соответствии с государственным устройством Российской Федерации.

Следует отметить, что данные принципы нашли свое подтверждение в основных нормативных правовых документах.

В настоящее время структура, состав и функционирование РСЧС соответствует утвержденному в 2003 году Постановлением Правительства Российской Федерации № 794 специальному положению.

РСЧС - государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: