Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире

Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных. Значение научного понятия термин «культура» приобрел в XVII-XVIII вв. В науке Нового времени формируется представление, что между природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой». В современной науке сформировано более 300 определений культуры. В понятие культуры включают: 1) всю творческую созидательную деятельность человека; 2) совокупность умений, их обеспечивающих; 3) результат этой деятельности, взятый в высшем проявлении – искусстве и во всем, что создано руками человека.

Этимология слова «цивилизация» восходит к латинскому civis (гражданин), что х-ет принадлежность к гражданской (городской) жизни. Римляне под цивилизацией понимали развитость городского уровня жизни, подчеркивающего их, превосходство в бытовом и полит. отношениях и отличающего их от примитивных окружающих варварских племен. Долгое время термин «цивилизация» использовался для обозначения св-в воспитанности, вежливости, утонченности в противовес представлению о деревенском, грубом. С конца XVII в. этот термин широко вошел в европейскую философскую литературу. Развитие культуры рассматривалось как прогресс цивилизации.

Впоследствии немецкий мыслитель О. Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы» противопоставил культуру цивилизации, отрицая единство и преемственность в развитии человеческой культуры, целостность истор. прогресса. Шпенглер уверял, что любая культура, достигнув зрелости, приходит в упадок, а это неизбежно ведет к крушению общества, которому она принадлежит. Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего расцвета и находятся на последней стадии упадка. В период зарождения культуры преобладающее значение имели мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последний этап х-ся усилением индивидуализма, распространением философских систем, развитием науки. Эту стадию Шпенглер и назвал цивилизацией, которая знаменует собой переход от творчества к повторению, от уникальности ценностей к массовому про-ву. Именно со стадией цивилизации он связывал закат Европы, предчувствие надвигающегося кризиса: бездуховности, грубого практицизма, культа потребительства. С идеями Шпенглера перекликались взгляды части русских мыслителей XIX-XX в.

Последователем О. Шпенглера в изучении отдельных цивилизаций стал А. Тойнби. Он также считал цивилизацию концом культуры и х-вал ее как ограниченную во времени и пространстве культурно-истор. систему, отличающуюся относительным единством духовной общественно-полит. и хоз. жизни. Каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызов» истор. ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь.

В XX в. своеобразное восприятие процесса цивилизации дает американский социолог О. Тоффлер в книге «Третья волна». Истор. процесс развития цивилизации проходит ряд этапов, которые подобно волнам накатываются, сталкиваются друг с другом, порождая противоречия и соц. трудности. 3 волны рассматриваются как истор. типы цивилизаций – аграрной до XVII-XVIII в., индустриальной с эпохи возникновения промышленных революций и нового типа цивилизации, х-ся индивидуальным гуманизмом и открывающей широчайшие возможности для проявления творческих способностей, заложенных в человеке. Возрождение цивилизации произойдет в результате становления постиндустриального, информационного общества, для которого х-ны высочайшая индивидуализация эконом., соц., духовной сферы, а также способность к инновациям – быстроте происходящих в обществе изменений. Основой новой системы ценностей в таком обществе будет гуманизм. Данный подход является примером оптимистического восприятия процесса цивилизации.

Таким образом, понятия «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Нам представляется более правильным считать эти понятия взаимодополняющими. Если культура х-ет человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, то понятие «цивилизация» определяет соц. бытие самой культуры. Современная мировая цивилизация не исходный пункт, а результат сложной и длительной эволюции первоначально отдельных, локальных цивилизаций, в том числе и тех, которые были затем разрушены, уничтожены более сильными.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР - понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эссеистике 20 в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных истор. или современных культур, как формы их конфессионального или полит. сосуществования. “Диалог культур” - на рубеже 20-21 вв. это проективное понятие современной культуры. Диалог культур есть форма (возможной) культуры 21 в. Культура 20 в. до крайности активизирует соавторскую роль читателя (зрителя, слушателя). Произведения истор. культур воспринимаются поэтому в 20 в. не как “образцы” или “памятники”, а как опыты начинания - видеть, слышать, говорить, понимать, - быть; история культуры воспроизводится как современный диалог культур. Культурная претензия (или возможность) современности - быть со-временностью, со-бытийностью, диалогическим со-обществом культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: