Проблема направленности истор. процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса

Философия истории как попытка осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Плутарха, св. Августина, В. Лейбница, Дж. Вико и Ш. Монтескье, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, К. Маркса, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Откуда мы и куда мы идем - вот вечные темы философствования по поводу общества и его истории.

В проблеме направленности истор. процесса можно выделить линейные и нелинейные (циклические) концепции.

Уже в философии Древнего мира сложились концепции линейного и циклического характера истории. Ставился вопрос: что несет с собой история – улучшение жизни людей или умножение страданий и несчастья? П оэт Гесиод с прискорбием говорил, что история прошла 5 веков. Первый – золотой; люди отличались высокой моралью, были благочестивы, жили легко и беспечно. Затем наступил серебряный век – стало хуже во всех отношениях, и т. д. Наконец, наступил самый плохой, современный, железный век. Все идет к худшему; растут насилие, зло, несправедливость. Достойные люди разоряются, недостойные богатеют, честных притесняют, бесчестные находятся у кормила власти. Гесиод стоит на точке зрения истор. регресса.

Наряду с концепцией регресса в философии Др. мира была концепция прогрессивного развития общества. В античной философии ее придерживались Демокрит, Платон, Аристотель. Особым вариантом этой концепции была позиция христианской философии, которая понимала историю как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. О наличии в истории единой траектории линейного прогресса в философии Нового времени и наших дней говорили многие философы, связывая этот прогресс с развитием материального про-ва (К. Маркс, О. Тоффлер, Д. Белл и др.).

Была предложена идея кругооборота мирового процесса (например, в Ведах в индийской философии, у стоиков – в античной, Экклезиаста в Библии). Согласно этой концепции, история идет по восходящей траектории, затем переходит на нисходящую, потом снова идет по восходящей и т. д. Часто эта идея была следствием цикличного существования мира.

Х ристианская философия истории. Здесь, с одной стороны, выражен пессимизм – сожаление о безвозвратной потере рая, а с другой – взгляд на историю как движения к будущему спасению, приходу мессии.

Фундаментальной закономерностью человеческого бытия в мире является необходимость стремления к высшей разумной цели, к идеалу блага, искупающего все жертвы и страдания. Поэтому вопрос о прогрессе – это жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества.

Концепция линейной направленности истор. процесса включает в себя 2 варианта – пессимистический и оптимистический. Представители первого подхода отрицают идею поступательного восходящего развития человечества. С их точки зрения, движение социума связано с постоянным ухудшением, деградацией, распадом. Представители оптимистического варианта оценки истор. процесса исходят из того, что в истории господствует прогресс, т.е. такой тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Суммативный подход рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу изменений в различных сферах общества. При этом считается, что нет общей меры соц. прогресса, поскольку в каждой сфере общественной жизни существует своя система ценностей.

Субстанциональный подход, напротив, рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества в целом, имеющее внутреннюю логику и единый источник. При таком подходе становится возможным определение движущих сил соц. прогресса и его критериев.

Прогрессом является такой тип развития соц. системы, в ходе которого происходит переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, усложнение и гармонизация соц. отношений, формирование условий для всестороннего развития человека.

ХХ в. выявил множество симптомов, которые однозначно указывают на необходимость переосмысления типов прогресса. Такое переосмысление должно вестись, прежде всего, исходя из эколог. императивов, концепции коэволюции человека и природы, требований сохранения экологического равновесия.

Можно утверждать, что в реальном общественном развитии сосуществуют, взаимообусловливая друг друга, такие типы развития как прогресс, регресс и антипрогресс. Под антипрогрессом мы будем понимать такое развитие, в ходе которого возникают принципиально новые формы общественного бытия и сознания, но имеющие явно деструктивный характер, приводящие к разрушению личности и социума. Под регрессом следует понимать попятное движение, возвращение к ранним этапам социальной эволюции, которые вовсе не обязательно были хуже современных.

Критерий прогресса. Гуманистический критерий. Если в процессе развития общества человек формируется как целостное телесно-душевно-духовное существо, если получает возможность в полной мере развить свой личностный потенциал, то мы можем утверждать, что общество прогрессирует. В качестве зримых, эмпирически фиксируемых сторон гуманистического измерения истории выступают такие показатели как средняя продолжительность жизни, минимизация детской и материнской смертности, преодоление голода, нищеты и отчаяния во многих регионах мира, возможность полного удовлетворения не только физических, но и духовных потребностей в обретении смысла жизни и деятельности, творчестве, созидании.

Цивилизационный критерий прогресса - увеличение общего блага как увеличение разумности, способности договориться для обеспечения защиты своих интересов и реализации своей свободы и уровня материального благополучия.

Критерием общественного прогресса в III тыс. имеет смысл считать выживание человечества в условиях углубляющегося экологического кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: