Вопросы для обсуждения:
1. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования юношеского возраста.
2. Особенности когнитивного развития в юношеском возрасте.
3. Психологические особенности профессионального самоопределения и формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
Рекомендуемая литература
9. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998.- 379.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 4-е издание. – М.: Изд-во «УРАО», 1998. – 176с.
11. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.–173с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.:Просвещение,1989.– 254с.
13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.
14. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.– 1996.– №1.– С. 20-33
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.– 624с.
16. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
|
|
17. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.
18. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии – 1999.- №6. – С. 54 – 58.
Таблицы:
Инвариативные
«Сравнение основных подходов к развитию личности»
Подход | Источник развития | Движущие силы развития | Условия развития |
Психоанализ | |||
Бихевиоризм | |||
Гуманистическая психология | |||
Культурно-историческая концепция |
«Общая характеристика развития в детстве»
Возраст | Границы | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования |
Новорожденность | ||||
Младенчество | ||||
Ранее детство | ||||
Дошкольный возраст | ||||
Младший школьный возраст | ||||
Подростковый возраст | ||||
Юношеский возраст |
«Характеристика кризисов развития»
Кризис | Возрастные границы | Противоречие, лежащие в основе кризиса | Новообразование кризиса | Негативная симптоматика |
1 года | ||||
3 лет | ||||
7 лет | ||||
Подростковый |
Вариативные
«Авторские взгляды на предмет психологии развития» | ||
№ | Автор | Определение предмета психологии развития |
«Достоинства и недостатки методов психологии развития»
|
|
Метод | Достоинства | Недостатки |
Наблюдение | ||
Констатирующий эксперимент | ||
Формирующий эксперимент | ||
Интервью | ||
Тесты | ||
Опросники | ||
Проективные методы | ||
Лонгитюдный метод | ||
Метод поперечных срезов |
«Развитие идей Л.С. Выготского отечественными психологами»
Автор | Идея Л.С. Выготского | Развитие идеи в концепции автора |
А.Н. Леонтьев | Ведущая роль деятельности в психическом развитии ребенка | Собственное методологическое направление – теория деятельности |
П.Я. Гальперин | ||
В.В. Давыдов | ||
А.Р. Лурия | ||
Д.Б. Эльконин | ||
Таблица «Развитие идей Ж. Пиаже его последователями»
Автор | Идея Ж. Пиаже | Развитие идеи в концепции автора |
Х. Хофман | ||
Д.Элкинд | ||
«Сравнение кризисных и стабильных возрастов»
Основание сравнения | Кризисный период | Стабильный период |
Эссе́ — литературный жанр прозаического сочинения-рассуждения небольшого объема (1-2 стр.) и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»).
Структура эссе (ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств).
1. Титульный лист (указывается тема и автор).
2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.
Реферат (объем от 3-х до 10-ти стандартных листов):
В данном случае необходимо найти первоисточники (под первоисточниками понимается монография автора или статьи из периодических изданий) и составить по ним реферат.
Реферат – это изложение основного содержания текста с выделением темы, проблемы. В отличие от аннотации, отвечающей на вопрос, о чем говориться в первоисточнике, реферат отвечает на вопрос, что нового, существенного содержится в статье, книге.
Основная задача реферата донести идеи, проблемы, основные положения реферируемого текста. Для этого необходимо хорошо знать материал и свободно владеть им, чтобы уметь его передать, сопоставить, связать теоретические положения, провести анализ, сделать вывод.
Основные требования к реферату:
· Объективность (точное изложение сути работы без оценки излагаемого)
· Полнота изложения
· Единство стиля (в том числе и терминологии)
· Внутренняя логичность композиции.
Текст реферата включает следующие сведения:
· Тема, проблема, предмет, цели и содержание первичного документа(ов)
· Методы, используемые автором (ами) реферируемой работы
|
|
· Результаты работы
· Выводы автора (ов)
· Пути практического применения результатов работы
Реферат также включает биографическое описание первоисточника.
Композиция реферата:
1. Вступление содержит краткие сведения об авторе, указание на используемые им методы и приоритеты.
2. Основная часть содержит описание и комментирование первоисточника. Излагаются факты, приводятся примеры, дается анализ, сопоставляются разные точки зрения на одну и ту же проблему.
3. В заключении подводятся итоги всему сказанному, обобщается материал, рассмотренный в основной части, кратко повторяются основные тезисы работы.
Атлас развития – представляет собой альбом фотоматериалов, иллюстрирующих особенности развития в тот или иной возрастной период с соответствующими комментариями. При этом основной аспект атласа – хронологический (т.е. иллюстрации должны быть выстроены в хронологической последовательности). Атлас может быть представлен как в электронном, так и материальном виде (в виде альбома).
Каталог интернет ресурсов:
Веб-адрес | Аннотация сайта или веб-страницы |