Вопрос 32. История возникновения профессии «продюсер». Развитие института продюсерства в России

Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала.

Основная задача продюсера — обеспечить съёмочной группе условия для съёмок фильма, создать ей условия для успешной реализации творческой задачи (сверхзадачи).

Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат игрового кинофильма. Облик довоенного американского кино продюсеры определяли в гораздо большей степени, чем режиссёры. Хрестоматийным примером продюсера в классическом Голливуде был Ирвинг Тальберг; сразу после его смерти Американская киноакадемия учредила награду его имени, которая вручается лучшим кинопродюсерам.

Формирование института продюсирования как предпринимательства в области культуры (конец XIX века – 1917 г. XX века). Роль А. Ханжанкова («Оборона Севастополя», «Песнь про купца Калашникова»), А. Дранкова («Понизовая вольница», М. С. Трофимова («Царевич Алексей») в становлении отечественного продюсирования.

Политика “военного коммунизма”, по существу, вытеснила из жизни частное кинопроизводство. Оно не выдержало бесконечных метаморфоз национальной валюты, транспортной разрухи, закрытия оптико-механических предприятий, мобилизации работников на фронт. Поэтому огосударствление производства и проката фильмов становилось мерой вынужденной. 27 августа 1919 г. Малый Совнарком принял декрет “О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению” (дата подписания этого декрета и поныне празднуется как День кино). По этому декрету Наркомпрос получил право на национализацию, учет, контроль и регулирование всех производственных и хозяйственных объектов, относящихся к кинематографии.

С распадом СССР на первый план снова вышли кинопродюсеры, многие из которых - бывшие директора киностудий и администраторы. Новоявленные кинопродюсеры стали привлекать частных инвесторов, что привело к появлению т.н. «ларечного» кино – низкобюджетных картин, эксплуатировавшие ранее запрещенные темы (коррупция, беспредел властей, насилие и т.д.) Учитывая тот факт, что параллельно развивался видео-рынок, и зрители получили доступ к голливудскому кино, львиная доля отечественного кино закономерно провалилась, а на месте кинотеатров стали открывать мебельные салоны.

Одним из первых успешных продюсеров эпохи 1990-х стал Сергей Сельянов. Его фильмы «Брат», «Мама не горюй!», «Особенности национальной рыбалки» и «Операция «С Новым годом!» стали лидерами видеорынка, т.к. отвечали не только запросам времени, но и представляли собой качественный продукт с творческой и экономической точки зрения (например, «Особенности национальной рыбалки» стали одним из первопроходцев продакт-плейсмента). В 2002 году Сельянов был назван лучшим кинопродюсером.

Весомый вклад в развитие кинопродюсирование внес Константин Эрнст, с помощью ресурсов «Первого канала» привлекший рекордную на тот момент аудиторию на ряд высокобюджетных кинопроектов – «Ночной дозор», «72 метра» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: