Этика и социофакторы в процессе управления

Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному менеджменту является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления.

Этика — это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей. Это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу, организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти.

В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации. Запрещается этическими нормативами: взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации, полученной в доверительной беседе от членов “своей“ группы, незаконные выплаты политическим организациям, дискриминация работников.

Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.

Социальная ответственность — обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса. Этические нормы и нормы законодательства не всегда совпадают, целесообразно выделять юридическую и социальную ответственность. Юридическая ответственность напрямую связана с выполнением законодательства, тогда как социальная ответственность берется на себя организацией добровольно. Некоторые предприятия, в продукции которых нуждается обще­ство, дарят эту продукцию (организация компьютерных классов в шко­лах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудо­вания). Бизнес жертвует часть своих средств на реставрацию памятни­ков, благоустройство городов, больным детям, инвалидам и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: