l Односторонняя, субъективная концепция, которая исходит из абсолютизации отрицания, всеобщего разрушения всего сущего.
l Это антидиалектика.
44. Когда происходят количественные изменения в предмете, то изменяются и его качества.
l Качество – это совокупность свойств, которые определяют предмет в данном отношении.
l Все предметы имеют много проявлений и свойств. (Пример: студент – одновременно сын, исследователь, продавец, покупатель и т.д.).
l Через качества предмета проявляется его сущность. Сущность – общие черты, без которых предмет не может существовать.
l Количество – это не существенные в данном отношении свойства.
l Мера – граница качества.
l Качество не может меняться бесконечно. Рано или поздно наступает изменение меры.
45. Все предметы, явления (духовные, материальные), всё сущее состоит из противоположностей, которые являются едиными по природе и, одновременно, находятся в состоянии борьбы (стремятся исключить, уничтожить друг друга
Наш мир существует только благодаря наличию противоположностей!:
|
|
В материальном мире –
- притяжение-отталкивание;
- «+» и «-» заряд;
- День – ночь;
- ассимиляция – диссимиляция;
В мышлении –
- Индукция – дедукция;
- Анализ – синтез и т.д.;
В обществе – борьба различных социальных групп, классов;
В жизни человека –
Жизнь – смерть;
Добро – зло и т.д.
46. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Этот закон показывает форму и направление того же процесса развития, которая часто принимает вид спирали. (Процесс развития обычно проходит через множество отрицаний, пока противоречие окончательно не разрешится!):
Здоровье – болезнь – здоровье и т.д.
Виды отрицания
1. Отрицание как возврат к прошлому («в старые добрые времена»);
2. Отрицание полное, не диалектическое (нигилизм) – когда противоположности уничтожают друг друга. В этом случае развитие невозможно.
l Пример: пролеткульт.
47. Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем
Понятие – это мысль, в которой отражаются повторяющиеся свойства, связи и стороны предмета.
Слова «студент», «университет», «аудитория» имеют определенную степень обобщения.
l «Эта роза» («эта» – конкретное); «роза» (абстрагируемся от «эта»). Далее прибавляем слово «цветок», которое охватывает все цветы, какие есть в действительности. Слово «растение» включает в себя весь растительный мир и является более широкой абстракцией. Понятие «живое» имеет высокий уровень абстрагирования.
|
|
l Такие понятия называют категориями.
Два вида категорий
Субстанционные – «бытие», «материя», «пространство», «время»).
Соотносительные – единичное и общее, явление и сущность, форма и содержание, часть и целое, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
l Единичное отражает то, что присуще только данному предмету.
l Общее – это тождественность, которая объективно существует между предметами.
l Особенное – это то, что является общим в отношении к единичному и единичным по отношению к общему.
l Сущность – внутренняя, относительно скрытая сторона объективной действительности.
Явление – то, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами
Диалектическая взаимосвязь между сущностью и явлением:
l Сущность и явление неразрывно связаны между собой. Явление не может существовать без сущности.
l Единство сущности и явления не означает их совпадения, тождественности. Сущность всегда скрыта за явлением.
l Явление более динамично и непостоянно, чем сущность, а сущность более устойчива, менее постоянна – она сохраняется во всех изменениях.
l Явление богаче, чем сущность.
l Содержание – это совокупность элементов составляющих данный предмет.
l Форма – это способ организации предметов и процессов, которые составляют содержание.