От мифа – к философии

Мифологическое мировоззрение, как считает большинство исследователей, было свойственно человечеству на заре его истории. Однако необходимо отметить, что сегодня все более часто встречается точка зрения, в соответствии с которой процесс мифологического творчества всегда был характерен для человеческого мышления, продолжается он и в наши дни (достаточно вспомнить мифы о расовом превосходстве, о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране, о непогрешимости народных вождей и т. д.). Думается, вполне допустимо проведение параллели между древней мифологией и мифотворчеством наших дней. Но следует помнить, что цели сегодняшних создателей мифов, в основном прагматические или идеологические, и древних авторов все же во многом различаются.

Что же такое миф? В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «МИФ, греч., древнее предание и повествование о божествах, обладающих сверхчеловеческой силой, героях, в котором в конкретной форме выразились верования и все вообще миросозерцание древних народов»[1]. Древняя мифология представляла собой, прежде всего, образно-художественный способ объяснения мира, осмысления происходящих в нем процессов. Важно отметить, что окружающий первобытного человека мир представлялся ему в значительной мере однородным, он еще не выделял себя из природной сферы. С подобным пониманием слитности человека и Космоса мы с вами встретимся как при изучении античной философии, так и при рассмотрении новейших философских систем.

При помощи мифов объяснялось устройство вселенной, человека и общества, при этом мифотворцы мыслили чувственными образами, общие, абстрактные понятия им мало были свойственны. Путем антропоморфизации природы олицетворялись явления окружающего мира, создавались пантеоны высших богов и пандемониумы духов, природных стихий, ландшафтных божеств. Что особенно важно подчеркнуть, мифологические системы древних народов утверждали систему ценностей, регулирующую нормы поведения членов конкретного общества. В целом древнюю мифологию можно рассматривать как форму познания окружающего мира, в качестве синкретического целого содержащую зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства.

Первые религиозно-философские системы, во многом явившиеся развитием систем мифологических, зародились в конце IV тыс. до н. э. в земледельческих поселениях Египта и Месопотамии. В основном эти религии не выходили за рамки политеизма, хотя были и исключения (напр., попытка фараона Эхнатона утвердить в Египте веру во всемогущего Атона, животворящего солнечного бога, в одиночку создавшего все части мироздания). Цивилизации Древнего Востока достигли значительного уровня развития, о чем свидетельствует множество сохранившихся памятников той эпохи. Можно говорить о зарождении в них предфилософского и научного знаний. (Известно, что многие философы Древней Греции проходили обучение у ближневосточных и египетских жрецов). Однако первые шаги по систематизации философских знаний, по их оформлению в рациональное мировоззрение наметились в I тыс. до н. э. в Древних Индии, Китае и Греции.

Мифология – это мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. Для современного человека мифы являются сказками, вымыслом. И действительно, мифы становятся сказками, когда в них перестают верить. Но для древнего человека они были частью реальной жизни, а события, в них описанные, воспринимались им как то, что было на самом деле. Мифы являлись священной историей рода, в мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род мог существовать. Таким образом, мифы для наших предков были такой же реальностью, как для нас – научные теории. С помощью того и другого человек ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы.

Главной функцией мифа было даже не объяснение происхождения мира, а указание на то, кто что должен делать и почему: кто в мире главный, кто властвует, кто подчиняется, какие боги за что отвечают и к какому богу следует обращаться в том или ином случае. Поэтому, с точки зрения мифологии, важнейшие знания о мире – знание воли предков, богов. Боги и предки – обозначение конечной причины: от кого исходит приказ, веление делать что-то или запрет на определенные действия. Возможно рассмотрение родовой общины с мифологическим мировоззрением как иерархической структуры, подобной армейской. Предки приказывают и запрещают, живые им подчиняются. Невыполнение установленных предками норм влечет за собой наказание (как наказание богов воспринимаются смерть, неурожай, наводнения, войны и т. п.). Жизнь индивида подчинена массе предписаний и запретов (табу), смысл которых не выясняется и не обсуждается. Так надо, так велено, так делали предки – это основной принцип действия в общине и армии.

Основные правила взаимоотношений в армии и родовой общине также совпадают. Каждый имеет право на свою долю еды и на поддержку и защиту своих. Все отвечают за каждого и каждый за всех. Ценят тех, кто готов жертвовать собой ради других, верность и преданность. Нельзя быть слабым, нельзя быть не таким, как все, нельзя быть жадным и трусливым, надо делиться со всеми, нельзя быть эгоистом. Следует выполнять положенное и подчиняться старшим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: