Как появился «Огонек»

Наша история произошла давным-давно во Всероссийском лагере «Орленок». Лагерь был еще очень молодым. В нем была всего одна дружина и маленький коллектив вожатых. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках - и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо - и сделают все, чтобы печаль оставила товарища.

Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось им в следующий вечер идти в темноте по следам, вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах: о любви и дружбе, о беде и радости, о добром и злом - о том, что их волнует, чем они хотят поделиться с другими.

И как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорившего; а если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, часто вспыхивая, бросая снопы искр в небо; если же разговор затихал и лилась негромкая песня, костер горел плавно, играя языками пламени. А когда пришло время возвращаться, ребята взялись за руки, и над лесом понеслись тихие слова: «Лагерный день окончен, день отшумел...» И домой они возвращались, держась за руки.

Вожатым было над чем подумать. И с того самого дня все больше и больше костров вспыхивало вокруг лагеря. И маленькие искорки от них селились в душах ребят.

Традиция эта жива и по сей день. Во многих лагерях, как и в «Орленке», ребята вечерами собираются вокруг костра или свечи, обсуждают проблемы прошедшего дня, говорят о том, что им дорого.

Необходимо рассказать о законах «огоньков».

Способы введения законов разные. Опытные вожатые вводят их постепенно, обсуждая неудачи общения, а только потом предлагают ребятам их записать (формулировки, сами законы ребята мо­гут придумать свои). В некоторых ситуациях при­ходится вводить законы в открытом порядке, т. е. предъявлять законы с их обсуждением. При этом опытный вожатый делает ссылку, что эти: законы были созданы ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ с целью передать свой опыт и про­сят вас в течение смены внести свои поправки.

Очень важно, чтобы на этом огоньке высказались все; если ребенку очень трудно – задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

Не забывайте, о том что «огонек» - это не монолог вожатого. Педагогическая ошибка - длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» настроение, то речь во­жатого останется невоспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожатый в этих первых диалогах получил «обратную связь», спо­собствовал укреплению у ребят веры в лучшее.

В большинстве своем классический вариант «огонька»-знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

- дети не адаптированы к новой ситуации;

- дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще так, чтобы это было интересно;

- внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные игровые формы.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на «огоньке» знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.

Форму проведения «огонька» может видоизменять поставленная педаго­гом задача. В свою очередь, педагогические задачи находятся в зависимости от специфики педагогической ситуации и особенностей развития, участвующих в «огоньке» детей. Первоочередная задача вожатого во время прове­дения первого «огонька» - познакомить детей друг с другом и узнать немного о них самому. Мы предлагаем несколько вариантов проведения первого «огонька».

1. «Расскажи мне о себе» (рассказ-эстафета). Это форма традиционного «огонька»-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор. Настраивает ребят, говорит о начале смены, о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Далее, по традиции, каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, чего он ждет от этой смены. При этом один из вожатых выступает первым: дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на «огоньке» используется некий символ, «эстафетная палочка», которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на «огоньке» продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает «огонек» более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход «огонька». Примерно через каждые 15-20 мин. вожатый дела­ет паузы, чтобы разговор не был монотонным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из про­шлых смен, торжественное вручение наказа (он за­читывается). Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине «Огонька» ввес­ти какой-то сюжет с движениями, но такими, ко­торые не нарушали бы общего настроя на вечерний «Огонек»; завершается «Огонек» словами вожатого, в которых он выражает надежду, рисует опти­мистическую перспективу этой смены. Завершает­ся разговор общей песней.

2. «Горящая спичка». Для проведения такого огонька вам понадобятся спички. Загорается пер­вый огонек. Пока он горит, звучит короткий рассказ о самом главном в жизни того человека, рука которого держит спичку. Таким образом, передавая по кру­гу спички, высказываются все. Неплохо, если разговор начнет вожатый.

3. «Интервью». Вожатый просит ребят выбрать себе партнера из числа малознакомых ему людей. С этой целью можно использовать следующее упражнение: по ко­манде вожатого ребята одновременно показывают рукой на того человека, ко­торый, по их мнению, является для них самым малознакомым. Взаимные выборы образуют пары. И так далее до тех пор, пока партнеры будут у каждого. Партнеры рассаживаются в круг, занимая, позицию по соседству друг с другом. Вожатый рассказывает о том, что каждый сейчас - корреспондент, задача ко­торого - взять интервью у напарника. Есть возможность задать только пять вопросов и затем составить интересный рассказ о своем собеседнике. Вожатым устанавливается регламент времени, в течение которого все пары одновремен­но обдумывают вопросы, поочередно задают их друг другу. Объявляется кон­курс на самый лучший рассказ по результатам проведенного интервью.

4. «Сказочные ассоциации». «Огонек-знакомство» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, дейст­вующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персона­жи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциирует­ся тот или иной человек. Ребятам говориться о том, что в этом случае необяза­тельно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатле­нием, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая - третью и т.д., последняя - первую.

Задание может быть конкретизировано, т.е. как условие определяется жанр представления: балет, мюзикл, опера, драма, комедия, детектив и т.п.

По мере выступления каждой группы подводятся итоги. Ребята из той группы, которая только что была представлена, должны угадать себя в персо­нажах сказки. Производится совместная оценка результатов выступления.

5. «Лучшие из лучших». Участники «огонька» разбиваются на группы, как и в предыдущем вари­анте. Каждой группе необходимо выполнить следующее задание: найти среди присутствующих...

- самого сильного;

- самого высокого;

- того, кто играет на музыкальных инструментах;

- того, у кого больше пуговиц на одежде;

- самого голодного;

- самого ловкого;

- того, кто хорошо поет;

- самого смекалистого;

- самого громкоголосого;

- того, у кого больше карманов и т.д.

Если претендентов в номинации будет несколько, среди них проводятся конкурсы.

6. «Давай с тобой поговорим...». Для проведения «огонька знакомств» каждому участнику необходимо иметь ручку и лист бумаги. Здесь можно написать:

- вашу любимую пословицу;

- название любимой породы собак;

- если бы я нашел на улице большую сумму денег, то...;

- если бы я был животным, то был бы...;

- любимое направление в музыке;

- любимый жанр литературного произведения;

- если я окажусь на необитаемой острове, то возьму с собой, во-первых,... во-вторых,... в третьих....;

- мое жизненное кредо и т.д.

Желательно попросить ребят ответить на несколько вопросов, на тот слу­чай, если ответы на один из них совпадут. Напротив, количество вопросов не должно быть слишком большим для того, чтобы процедура не занимала много времени. Достаточно двух - трех.

После того как все закончили писать, вожатый собирает листочки с отве­тами. Затем раздает их случайным образом. Желательно, чтобы листок не по­пал автору.

Первый участник читает содержание ответов на поставленные группе во­просы. Тот, кто узнает в этих ответах свои, заявляет об этом, таким образом, образуя пару с первым, и читает тот листочек, который оказался у него. На этот раз тот, кто узнал свои ответы, получает право обнародовать мнение своего бу­дущего партнера, как это делал первый участник. И так далее, пока все не обра­зуют пары. В результате первый участник объединяется со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и т.д.

Вожатый поздравляет ребят с тем, что первый этап знакомства состоял­ся. Им уже известно что-то друг о друге. Кроме того, теперь есть возможность пообщаться в парах. Это можно сделать несколькими способами:

- о чем угодно и как угодно;

- как предлагается в варианте «огонька» «Интервью»;

- чтобы ответить на вопрос, что в вас общего;

- с целью принять участие в конкурсе «Кто кого лучше узнал».

7. «Каждому по потребности». Этот вариант может быть популярен в среде старших подростков.

На первый отрядный вечер ни с того, ни с сего вожатый принес... рулон перфорированной туалетной бумаги. Он обращается к ребятам со странной просьбой:

- Пусть каждый оторвет себе столько, сколько посчитает нужным.

- Каждый кусок бумаги - факт из биографии или неизвестный факт из биографии, слова - обращение, слова — пожелание и т.д.

8. «Брачное объявление». Каждый участник «огонька» сочиняет вариант собственного брачного объявления, в котором старается представить себя с самой выгодной стороны, обозначив лучшие или оригинальные качества.

Далее, существует несколько вариантов:

- каждый читает свое собственное брачное объявление;

- текст брачного объявления прикрепляется участнику на грудь и, сво­бодно перемещаясь, каждый имеет возможность лично ознакомиться со всеми объявлениями;

- все объявления читает один член группы, а остальные должны уга­дать, кому оно принадлежит.

9. «Пакет откровений». Вожатый заранее готовит необычно оформленный конверта с необычными вопросами. Ребята по-очереди достают из него вопросы и откровенно отвечают на них. В процессе разговора происходит раскрытие личности с необычной стороны.

10. «Музей любимых вещей». Ребята рассказываю не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. В процессе «огонька» происходит развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Желательно проводить при высоком уровне развития отряда.

11. «Гороскоп». Ребята распределяются по группам - знакам зодиака. Затем каждая. Группа готовит свою характеристику. Перед высказыванием группы вожатым дается краткая характеристика знака. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.

12. «Памятный день». Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек - тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ - эстафета.

«Огоньки» в основной период

В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек.

Задача огоньков основного периода: рефлексия относительно деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая – 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детс­кого коллектива и конфликтов «Огонек» может быть более продолжительным.

Важно, чтобы сбор на «Огонек» всегда был неформальным. Стандарт­ные и формальные формы организации вечернего общения часто вызывают у подростков пренебре­жение. Если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потреб­ностью всех членов отряда.

«Огонек-анализ»

Задачей такого «огонька» является: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

С первых дней ребята должны не оценивать ра­боту другого (взрослых, другого коллектива), а го­ворить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество организации; что не получилось - при­чины этого; предложения о том, как исправить си­туацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в раз­говоре активную позицию, а сам был бы равнознач­ным участником разговора. Тем не менее, он опо­средованно управляет разговором через вопросы.

Примерные вопросы для анализа.

1. Что нового, полезного вы открыли для себя?

2. Полностью ли ребята использовали литера­туру, музыкальное оформление?

3. Какая интересная проблема, тема особо при­влекла ваше внимание?

4. Над какими качествами твоего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься?

5. Помогло ли это дело стать тебе лучше?

6. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуж­дался в отряде в начале смены?

7. Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

8. Как выглядел твой отряд на фоне других?

9. С какими отрядами удалось подружиться?

10. Какие отряды вы узнали лучше? И т. п.

11. Чем отличалась подготовка к делу, как смог­ли сорганизоваться члены отряда при под­готовке и организации дела?

12. Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовке дела и его проведе­нии?

13. Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?

14. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? И т. п.

15. Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

16. Что сегодня в нашем отряде было хорошо, а что было не очень хорошо и даже плохо?

17. Что необходимо сделать, чтобы стало лучше?

После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на вопросы, обозначенные вожатым (не надо ставить все вышеперечисленные вопросы, для каждого «огонька» достаточно будет 2-3, каждый раз это могут быть разные вопросы).

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый (главное, чтобы этот спор не перерос в «базар»).

Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Обязательно необходимо подвести итоги. Если на первых «Огоньках» анализ может сделать вожа­тый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой.

Очень важно помнить, что «огоньки», на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении «огоньков».

1. «Дом». Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

2. «Паутина». Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

3. «Рассказ по цепочке». Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о прошедшем дне, рядом сидящий продолжает рассказ.

4. «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за один или несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

5. «Ниточки». Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 - 30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

6. «Дерево». В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.

- Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

7. «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала «огонька» дети пишут по просьбе вожатого волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: