Данное направление связано с именами Карла Маркса (1818 – 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895 гг.). В качестве целостной философской концепции марксизм сформировался в середине XIX века. Опираясь на идеалистическую диалектику Г. Гегеля (Маркс признавал, что его философская позиция формируется сначала в русле гегелевской философской школы, а затем – критики «классического» гегельянства в рамках широкого младогегельянского течения, прежде всего антропологического материализма Людвига Фейербаха), политическую экономию А. Смита и Д. Риккардо, К. Маркс и Ф. Энгельс создали оригинальное философское учение, в котором по–новому переосмыслены проблемы содержания и сущности исторического бытия, природы человека, особенностей его познания. Марксизм предложил всеобъемлющий материалистический взгляд на бытие и сознание, природу и культуру, общество и человека. Философия предстает в марксизме как инструмент преобразования общества на гуманистических началах. В этом вопросе марксизм напрямую пересекается с идеями философии Просвещения. Главное достижение марксизма – материалистическая диалектика и материалистическая концепция истории.
Маркс коренным образом перерабатывает, а не отбрасывает систему Гегеля. И в самом деле – метод Гегеля, его диалектика в учении Маркса «снимается» и становится материалистической; «система» Гегеля, хотя и подвергается самой острой, иногда грубой критике за ее «метафизичность», но и она, тем не менее, вовсе не отбрасывается: система категорий материалистической диалектики имеет несомненные черты гегелевской схемы, и чуть ли не единственным отличием здесь оказывается отвержение «высшего синтеза», коим у Гегеля оканчивается борьба противоположностей.
«Универсальная» практическая деятельность у Маркса разными способами редуцируется до трудовой, производственной. В случае «несовершенного» капиталистического общества и его подготовительных фаз практическая деятельность, эта «всеобщая субстанция» человечности, выступает, по Марксу, не в универсальном, то есть подлинно всеобщем виде, который соответствовал бы «подлинному гуманизму», а в урезанной, «отчужденной» от человеческой сущности, в форме разделения труда (умственного и физического, индустриального и сельского, а также их более мелких градаций). В результате человек становится «частичным», или «отчужденным», не только превратившись в носителя ограниченной, частичной функции, которая опосредованно включена во всеобщую производственную деятельность, но и воспроизводясь именно в таком «превращенном» виде, как «частичный» субъект (каковыми являются, например, пролетарий, капиталист, литератор, юрист, еврей и т. п.).
Великой задачей, которая стоит перед европейским человечеством, согласно Марксу, является ликвидация отчуждения во всех его формах. Путь к преобразованию действительности – это не критика ложных идей, а революция, совершающая переворот в самих материальных основах социальной жизни. «Материальная сила может быть ниспровергнута материальной же силой» – писал Маркс, и призывал заменить «оружие критики» «критикой оружием». Той реальной силой, которая способна, взяв в свои руки оружие, совершить революцию, низвергнуть политическое господство угнетателей, разрушить их аппарат власти и построить справедливое общество, Маркс считал рабочий класс, а собственной целью и целью своих единомышленников провозгласил создание политической организации, которая смогла бы «привнести сознание в рабочее движение» и возглавить пролетарскую революцию. «Философы до сих пор только объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы его изменить» – писал он в «Тезисах о Фейербахе». Таково марксово материалистическое понимание истории, легшее в основу исторического материализма.
Согласно этому пониманию, общественное бытие, то есть процесс реальной жизни, определяет общественное сознание. «Задним числом» последователи Маркса (впрочем, и он сам) расценили, однако, исторический материализм как распространение материализма диалектического на понимание общества, однако такая трактовка историческим фактам не соответствует. На деле общий поворот Маркса к философскому материализму как раз и был обусловлен его участием в практической политике, сначала в качестве журналиста «Новой Рейнской газеты». Здесь он понял, что действиями политиков руководит сословный имущественный, то есть материальный, интерес, защитники которого заседают и дискутируют в правительственных и законодательных учреждениях, что «собственник затыкает рот правоведу». Отсюда понятно, что важной предпосылкой появления марксистского учения был интерес Маркса к экономике: сама суть его исторического материализма в том, что он видит в экономике основу общества. Все другие элементы социальной жизни, включая философию, религию и культуру, составляют не более чем «надстройку» над этой реальной основой, над «экономическим базисом».
Главное в экономическом базисе, согласно Марксу, – «производительные силы», то есть орудия и средства производства. Эти производительные силы определяют отношения людей в процессе производства – производственные отношения. Важнейшие из производственных отношений – отношения собственности. Последние должны соответствовать характеру производительных сил, образуя способ производства. В ходе развития производства производственные отношения перестают соответствовать новым производительным силам, между ними возникает конфликт, заканчивающийся сменой производственных отношений, а за ней – и преобразованием политической «надстройки». Поэтому история представляет собою закономерную смену общественно–экономических формаций. Последняя из таких формаций, в которой существует отчуждение, в которой невозможно всестороннее развитие человека как личности, существует эксплуатация человека человеком, действуют стихийные силы рынка и анонимная власть денег – это капитализм (предшествуют ему первобытнообщинная, рабовладельческая и феодальная формации).
Внутренние противоречия капитализма – между общественным характером производства, требующим всеобъемлющего планирования, и частной формой присвоения, ростом богатства немногих собственников и обнищанием наемных рабочих, составляющих огромное большинство населения, в результате конкуренции между собственниками и пр., – приводят, в конечном счете, к социальному взрыву, к ликвидации частной собственности на орудия и средства производства и открывают дорогу к построению коммунистического общества. В этом, по Марксу, заключается «историческая миссия» пролетариата.
Традиция материализма куда больше соответствовала стремлению Маркса заставить философию говорить человеческим языком о реальных человеческих проблемах и его политическому активизму. Поэтому он воспринимает «рациональное зерно» философии Гегеля, его диалектический метод, и соединяет ее с общими установками философского материализма. В итоге оказывается преодоленным как основной, по Марксу, недостаток прежнего материализма, его созерцательность, так и «абстрактность» идеалистической философии, которая живет в отвлеченном мире идей и не знает реальной практической деятельности как таковой.
Объективный и адекватный анализ работ К. Маркса затруднен рядом нетрадиционных для философских работ исторических обстоятельств:
1. Десятки тысяч профессиональных ученых и просветителей XIX – XX вв. обозначали собственную философско–социологическую принадлежность как «марксист», тем самым стремясь присвоить себе исключительное право «аутентичной» трактовки марксизма.
2. Ряд произведений Маркса в процессе переизданий подвергался существенным трансформациям идеологического порядка.
3. Придание учению Маркса статуса одного из компонентов государственной идеологии СССР неизбежно приводило к его упрощению и схематизации для усвоения народными массами.
Не будучи особо влиятельными при жизни Маркса, его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию, стали смысловым, доктринальным и моральным ядром идеологий, теорий и программ деятельности практически всех революционных движений ХХ века, провозглашавших собственные мессианизм и социальную исключительность.
Диалектический материализм представлял собой официальную философию СССР, квинтэссенцией которой правомерно считать следующие интеллектуальные допущения и гипотезы:
1. Придание перманентным изменениям в обществе и природе статуса атрибутивных для реальности как таковой (трактовка движения как атрибута материи и понимание его как «изменения вообще»; нет «вечных истин», как и абсолютных ценностей: моральные нормы, содержание любых понятий исторически изменчивы).
2. Природной реальности имманентно присущ внутренний механизм, потенциально содержащий как перспективу эволюции неорганического мира до состояния мира разумных людей, так и интенцию его последующей трансформации в коммунистическое общество.
3. Суть изменений в природе и обществе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики.
Центральной для Маркса выступала идея коммунизма – процедура уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства. Сопряженное с этим упразднение капитала будет, согласно Марксу, означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуазии и национализация промышленности и сельского хозяйства, по мысли Маркса, приведут к окончательному освобождению человечества. В таком контексте марксизм осуществлял функцию религии – как доктрина, основанная на слепой вере в то, что рай абсолютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур социального переустройства.
Марксизм, в самом деле, знаменовал собою коренной переворот, который происходил в философии. Отказ от построения абстрактных умозрительных систем, соединение философии с практикой и политикой, трактовка философии как методологии, предполагающей опору на достижения частных наук, вместо прежней высокомерной претензии быть «царицей наук» означал, если не конец прежней философии, то уж во всяком случае ее закат. Итак, творчество К. Маркса и Ф. Энгельса, его соратника и последователя, следует рассматривать как пример политизированного философствования, когда цели теоретического исследования подчиняются решению политических задач.
Основные достижения диалектико–материалистического способа мышления можно свести к следующим:
1. Талантливая критика недостатков капитализма.
2. Разработка проблемы практики.
3. Уяснение природы общественного.
Разработка марксизмом природы общественного стала его большим триумфом, но особое внимание к сфере общественного иногда приводило к абсолютизациям и, как следствие, к казусам отнюдь не локального значения. В свете доминирующей роли социального все, имеющее отношение к человеку и обществу, стало рассматриваться исключительно как проявление непременно общественного, в том числе борьбы классов. Преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески–индивидуального, личностного, потерей человека.
Дальнейшее развитие марксизм получил в советской философии, которая, с одной стороны, развивала основные идеи диалектического и исторического материализма, а с другой – пыталась приспособить некоторые идеологические догмы марксизма к изменившимся историческим условиям.
В. И. Ленин сводил едва ли не все достижения мировой философской мудрости к философии Маркса и Энгельса. Эта философия была для него орудием в ведомой им сложной и непримиримой политической борьбе, отсюда тезис Ленина о нравственности всего того, что служит делу строительства коммунизма, развенчание религии и т.д. И. В. Сталин не менее сознательно придерживался крайних позиций философско–политической непримиримости. Он считал, что абстрактные философские положения марксизма–ленинизма позволяют адекватно оценивать и общественную жизнь, и состояние наук. Новые философские и научные идеи и направления игнорировались, а чаще отрицались с использованием силовых методов, что, конечно, не могло не сказаться на развитии ряда гуманитарных и естественных наук, на развитии всего общества в целом.
В своей эволюции марксизм преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний:
1. Марксизм ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Г. Плеханов, А. Лабриора и др.).
2. Марксизм «ревизионистского» толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско–насильственный пафос (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.).
3. Марксизм ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения, которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса (социальный класс, трудящиеся массы, образованное меньшинство и т. д.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (В. Ленин, Л. Троцкий, И. Сталин, Мао Цзедун и др.).
Следует отметить, что, выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, марксизм в ХХ веке продемонстрировал уникальный потенциал самообновления – ряд современных философских течений в той или иной мере определяются идеями и подходами марксизма:
– структурализм (Л. Гольдман, Альтюссер и др.);
– фрейдо– и лаканомарксисты (Люблянская школа психоанализа);
– «гуманистическая школа» («философия надежды» Э. Блоха, польская «философия человека»);
– линия деконструктивизма и др.
Высокая степень жизнеспособности марксизма обусловлена его (по сути чисто гегельянской) установкой на постижение интегрированным научным знанием общества и человека как целостной системы. Представители неомарксизма опираются также на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма – радикальный гуманизм (важность преодоления отчуждения, перспективная установка на разностороннее удовлетворение подлинных человеческих потребностей, признание свободного развития каждого и любого индивида как условия свободного развития всех). Но в рамках неомарксизма полагается принципиально неприемлемой идея социальной организации коммунистического типа как средства осуществления гуманистических целей. Бесклассовая и безгосударственная социальная организация, сопряженная с ликвидацией института частной собственности и системы товарно–денежных отношений, а также провозглашающая предпочтительность распределения общественного продукта по «затраченному труду» либо «по потребностям» неоднократно подтверждала свой утопизм и несостоятельность на уровне реальной практики.
«Переосмысленный» марксизм сегодня во многом противоречит классическому. Так, гипотетический ход и развертывание всемирной истории интерпретируется в неомарксизме как фатально–необратимый процесс возрастающей иррационализации мироустройства, как прогрессирующее сумасшествие разума (сравните с гегелевской схемой «самообретения» абсолютной идеи через восхождение к самой себе). Сторонники неомарксизма рассматривают грядущую антикапиталистическую революция как «конец истории», как глобальный катаклизм, призванный кардинально преодолеть предшествующее развитие социума.
[1] Кант И. Сочинения. В 6 томах. Т.2. – М., 1964. С. 206.
[2] См.: Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Е. Ф. Губского. – М., 2000. С. 90.
[3] См.: Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1. М., 1992. С.117.
[4] Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1992. С.308 – 309.