Особенности учебного курса ОРКСЭ

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на формирование культурологической компетентности учащихся. Его изучение ориентировано на систематизацию, обобщение знаний учащихся о нравственности, истории, культуре, которые они получили в предыдущие годы обучения. Курс расширяет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, раскрывает их значение в жизни современного общества, формирует понимание своей сопричастности к ним.

Освоение курса призвано заложить мировоззренческую основу для духовно-нравственного развития школьников на последующих этапах обучения. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и духовных ценностях народов России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебный курс ОРКСЭ вводится в содержание начального общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Это определяет акценты в преподавании курса: содержание и технология должны быть нацелены на формирование у учащихся толерантности. В этом контексте актуально включение в содержание занятий материала, отражающего региональные и этнокультурные особенности Башкортостана.

Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.

***

Изучение курса ОРКСЭ базируется на требованиях ФГОС начального общего образования (ФГОС: 12.4: Основы духовно-нравственной КУЛЬТУРЫ народов России):

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Изучение национально-регионального компонента

в рамках учебного курса ОРКСЭ

Одной из важных задач этнокультурного образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего родного края. Изучение краеведческого материала в рамках введения этнокультурного компонента республики (ЭКОР) в тематическое планирование уроков ОРКСЭ поможет познакомить учащихся с культурно-религиозными традициями Башкортостана. На реализацию национально-регионального компонента отводится 10% учебного времени, что составляет в 4 классе - 4 учебных часа в год. Для возрождения и развития традиционных культур и языков различных этнических групп населения в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан созданы национально-культурные центры и общества. Ежегодно проводятся фестивали национальных культур и праздники. Для реализации национально-регионального компонента рекомендуется использовать экспонаты Историко-краеведческого музея г.Туймазы.

Для реализации национально-регионального компонента при изучении этнокультурных особенностей республики (ЭКОР) предлагается выбрать сквозных героев из произведений писателей и поэтов Башкортостана. Это могут быть:

· Трудолюбивая Пчёлка из сказки Айсылу Ягафаровой «Пчёлка»

· Лесная девочка Эхобике из рассказа Фарита Исангулова «Лесная девочка»

· Девочка Альфия из рассказа Мустая Карима «В берёзовом лесу»

· Гюльгизар и Солнышко-Кояшбике из сказки Фарзаны Губайдуллиной «Гюльгизар»

Обращение к литературным героям позволит использовать лучшие произведения писателей и поэтов Республики Башкортостан, адресованные детям и их родителям.

Обзор действующих учебно-методических комплектов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Для начальной школы рекомендованы 12 учебников. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям.

Для обеспечения преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Федеральном перечне учебников на 2012/2013 учебный год предложены учебно-методические комплекты трех издательств: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ для 4-5 классов. УМК включает книгу для учителя, книгу для родителей, 6 CD-дисков с медиа-материалами к урокам, 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций. Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования.

Таблица 1.

Позиция в Федеральном перечне   Учебник   Класс
  Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5
  Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5
  Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5
  Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5
  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5
  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5

Завершенная предметная линия издательства «Дрофа» для начальной школы представлена несколькими авторами и включает в себя 6 учебников по 6 модулям, мультимедиа приложение к каждому учебнику и Примерную рабочую программу. Линия УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4 класса входит в дидактическую систему «РИТМ».

Таблица 2

Позиция в Федеральном перечне   Учебник   Класс
  Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4-5
  Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры» 4-5
  Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры» 4-5
  Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры» 4-5
  Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» 4-5
  Шемпгурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4-5

Курс разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, соответствует Примерным (базисным) программам стандартов второго поколения. Он призван воспитать веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, наладить межкультурный диалог, а также помочь ученику в формировании целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Учащиеся знакомятся с основами светской этики, с традиционными религиями нашей страны, с их особенностями, проводят параллели между религиями, что способствует нравственному самосовершенствованию, духовному росту ребенка, формированию понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Материал учебников дается и в историческом аспекте, показывая роль традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности, формируя при этом патриотизм и уважение к Отечеству, осознание свой этнической принадлежности. Учебники имеют продуманный аппарат ориентировки, соответствующий уровню подготовки учащихся 4—5 классов. Каждый учебник содержит словарь и приложение с текстами, дополняющими и расширяющими основное содержание. Аппарат усвоения учебного материала в учебниках представлен разнообразными вопросами и заданиями различного уровня сложности. Вопросы и задания направлены на развитие мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение работать с иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации (справочники, энциклопедии, словари), а также информационно-коммуникационные технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: