В экономической литературе существует множество определений понятия «инновация»

Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества.

Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация – использование потенциального результата интеллектуальной деятельности и превращение его в реальные объекты или процессы.

В упрощенном виде можно сказать, что под инновациями понимаются вновь созданный материал, продукция или технология, впервые внедряемая в производство.

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Те и другие тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил и повышении эффективности производства.

Характерными чертами инноваций, которыепозволяют отличать их от мелких технических усовершенствований, являются:

- качественный скачок в уровне техники, технологии и т.п. в результате реализации изобретений (критерий новизны);

- значительный экономический, социальный или другой эффект в результате инновации (критерий эффективности).

Инновации можно классифицировать по ряду признаков:

1- по содержанию:

- производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;

- управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

- информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;

- социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т. д.

2- по сфере применения:

- инновации в производственной сфере (промышленность, с/х и т. д.);

- инновации в непроизводственной сфере (образование, наука и т. п.).

3- по масштабам применения:

-мировые;

-национальные;

-отраслевые;

-региональные;

-в пределах одного субъекта хозяйствования.

4- в зависимости от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать.

5- по инновационному потенциалу:

- базисные инновации – реализуют открытия и крупные изобретения, они являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники;

- улучшающие инновации – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

- псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии, незначительные технические или внешние изменения, оставляющие неизменным конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость нового изделия и входящих в него материалов и компонентов.

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий новшества и определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

– зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданием опытной партии новшества;

– промышленное освоение с выходом продукта на рынок;

– стадию зрелости, серийное или массовое производство, насыщение рынка, достижение максимального объема производства и максимального объема продаж.

В начале жизненного цикла, когда средства вкладывают в разработку, результаты незначительны. Затем, когда в процесс вступают ключевые усилия, результаты улучшаются скачкообразно. Наконец, по мере инвестирования в процесс или продукт дополнительных средств, прогресс (результат) становится все более трудоемким и дорогостоящим. По мере приближения к пределу затраты, связанные с дальнейшим прогрессом, резко возрастают. Следовательно, важно осознать технологический предел, чтобы предвидеть перемены и перестать инвестировать то, что уже нельзя усовершенствовать.

Инновационная деятельность предприятия – это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления.

Инновационная деятельность предприятия включает:

– проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований и изготовлению лабораторных образцов новой продукции;

– подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;

– разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

– проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;

– разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

– подготовку, обучение, переквалификацию персонала;

– проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию, приобретению ноу-хау;

– организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Отсюда у каждого предприятия возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивают вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

Инновационная деятельность предприятия – одна из форм инвестиций, осуществляемая с целью внедрения НТП в производство.

Оценка эффективности инновацийопределение отдачи от инвестиций в техническую разработку.

Оценку можно проводить по нескольким направлениям.

1- Для характеристики экономического эффекта применяются показатели:

- прибыль, полученная от внедрения инновации;

- прирост объема продаж, полученный от внедрения инновации;

- повышение коэффициента использования производственной мощности от внедрения инновации;

- улучшение использования ресурсов предприятия: основных и оборотных средств, трудовых ресурсов.

2- Научно-технический эффект характеризуется следующими показателями:

- количество зарегистрированных авторских свидетельств и патентов;

- увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов;

- повышение коэффициента автоматизации производства и уровня механизации труда;

- повышение удельного веса применяемых прогрессивных технических средств.

3- Социальный эффект характеризуют следующие показатели:

- прирост реальных доходов работников предприятия за определенный период времени;

- увеличение числа рабочих мест;

- повышение степени безопасности труда;

- улучшение условий труда;

- снижение заболеваемости и травматизма.

4- Экологический эффект характеризуют:

- снижение вредных выбросов (сбросов) в окружающую среду;

- сокращение отходов производства.

Интегральной характеристикой результативности инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности предприятия.

Экономическую эффективность инноваций можно оценить следующими показателями:

- рентабельность затрат, осуществляемых на инновацию:

Рио = Пио: Зио,

где Пио – прибыль, полученная от инновации, руб.; Зио – затраты, связанные с осуществлением инновации, руб.

- срок окупаемости инновации:

Ток = Зио: Пио-г,

где Пио-г – среднегодовая прибыль, полученная от инновации, руб.

Методические рекомендации по оценке эффективности научной деятельности предприятия основным показателем называют экономической эффект, который определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь срок осуществления инновации.

Это предполагает проведение расчетов по всему циклу разработки и реализации инновации, включая проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), освоение и серийное производство, а также период использования результатов инновации.

Суммарный по годам расчетного периода экономический эффект рассчитывается по формуле:

Эи = Ри – Зи,

где Эи - экономический эффект инновации за расчетный период, руб.; Ри - стоимостная оценка результатов от инновации за расчетный период, руб.; Зи - стоимостная оценка затрат на осуществление инновации за расчетный период, руб.

Разновременные затраты и результаты приводятся к единому моменту времени – расчетному году t – путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения:

at = (1 + Еn)tti,

Где Еn – норматив приведения разновременных затрат и результатов, численно равный нормативу эффективности капитальных вложений (Еn = 0,1); t – расчетный год; ti - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году.

Результаты от инновации рассчитываются по формуле:

Рт = å Рt х at,

где å Рt - величина результатов (прибыль и др.) в t-ом году;

Затраты на инновацию рассчитываются по формуле:

Зт = å Зt х at = å (Иt + Кt – Лt) х at,

где å Зt - величина затрат всех ресурсов в t-ом году (себестоимость), руб.; Иt - текущие издержки в t-ом году, руб.; Кt - единовременные затраты в t-ом году (на научно-исследовательские эксперименты, затраты на приобретение, монтаж, наладку оборудования и т.п.), руб.; Лt - остаточная стоимость основных средств, выбывающих в t-ом году, руб.

28 Понятие качества продукции организации, показатели оценки.

Качество продукциисовокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять конкретные потребности в соответствии с назначением.

Свойства продукцииэто ее объективные особенности, проявляющиеся при создании, эксплуатации или потреблении, т.е. то, что отличает один товар от другого.

Термин «потребление» применим к продукции, которая в процессе использования расходуются сама (олифа, краски, духи и др.), термин «эксплуатация» - к изделиям, при использовании которых расходуется ресурс (телевизоры, магнитофоны и т. д.).

Свойства продукции характеризуются соответствующими показателями – это количественные характеристики свойств, определяющих качество продукции применительно к конкретным условиям ее производства, эксплуатации или потребления, т.е. показатели качества характеризуют степень пригодности продукции удовлетворять те или иные потребности.

Причем номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и в ряде случаев (например, для продукции многоцелевого назначения) может быть сравнительно многочисленной.

В общем случае показатель качества продукции может выражаться в различных единицах, например, километрах в час, часах на отказ, килограммах, баллах и т.п., а также может быть безразмерным.

Каждый показатель качества продукции по своей структуре, как правило, достаточно полно характеризуется наименованием, формулировкой, размерностью и численным значением (номинальным и предельным).

Значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества, получило название базового значения показателя качества продукции.

Обычно за базовые могут приниматься:

– показатели качества некоторых передовых образцов продукции, производимой в стране или за рубежом;

– показатели качества, достигнутые в некотором периоде времени;

– показатели перспективных образцов, найденные опытным или теоретическим путем;

– показатели качества, которые заданы в соответствующих требованиях на продукцию.

По отношению к различным свойствам характеризуемой продукции показатели качества классифицируют по следующим основным группам: показатели назначения, надежности, технологичности, эргономические и эстетические показатели, показатели стандартизации и унификации, патентно-правовые показатели.

1- Показатели назначения – характеризуют назначение, область применения, производительность, транспортабельность, конструктивные и другие специфические особенности изделия.

2- Показатели надежности – характеризуют эксплуатационные свойства продукции и способность объекта работать без вынужденных остановок.

3- Показатели технологичности характеризуют степень соответствия изделия и его элементов оптимальным условиям современного производства, рациональность использования конструкционных материалов, приспособленность изделий к применению прогрессивных технологических методов производства, типовых технологических процессов, возможность максимального использования централизованного производства и рациональной организации производства.

4- Эргономические показатели качества изделия позволяют оценивать степень его приспособленности к взаимодействию с человеком-оператором с точки зрения создания оптимальных условий для эффективного управления изделием, соблюдения необходимых норм гигиены и техники безопасности для оператора и окружающих людей.

5- Эстетические показатели качества изделия характеризуют внешний вид изделия (продукции), его соответствие современному стилю, гармоничность сочетания отдельных элементов изделия между собой, а также всего изделия с окружающей средой, соответствие форм изделия его назначению, цветовое оформление, а также качество и совершенство отделки внешних поверхностей и других элементов.

Основные методы оценки уровня качества продукции представлены на рисунке 5.

Дифференциальный метод – основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых.

Расчет относительных показателей качества продукции ведется по формуле

Рисунок 5 – Основные методы оценки уровня качества продукции

Pi — значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Piб — значение i-го базового показателя;

i = 1,..., n — количество оцениваемых показателей качества.

Если одни относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный, или смешанный, метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которого существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже.

Качественный метод – основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных показателей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средневзвешенным.

Интегральный показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции. Интегральный показатель может быть рассчитан по следующей формуле

ПЭТ – суммарный полезный эффект от эксплуатации технического устройства за расчетный период или полезный срок использования (например, выработка электроэнергии энергоблоком в кВт ч, работа грузового автомобиля в т-км);

Зсt – затраты на создание технического устройства (разработку, изготовление, монтаж) в году t;

Зэt – затраты на эксплуатацию технического устройства (техническое обслуживание, ремонт и другие эксплуатационные расходы) в году t;

Кt – коэффициент приведения (дисконтирования) разновременных затрат к одному году;

Т – расчетный период (полезный или нормативный срок службы).

Средневзвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей. Например, средний взвешенный арифметический показатель вычисляется по формуле

mi(w) – параметр весомости i-го показателя, входящего в обобщенный показатель (w);

Рi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Qi – значение i-го относительного показателя качества продукции.

Смешанный метод – основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.

При смешанном методе необходимо часть единичных показателей объединить в группы и для каждой определить соответствующий комплексный показатель; при этом отдельные важные показатели можно не объединять, а применять как единичные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества продукции уже дифференциальным методом.

Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности.

Индекс качества – это комплексный показатель качества разнородной продукции, который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Он определяется по следующей формуле

Вi – коэффициент весомости i-го вида продукции (определяется по стоимости продукции);

Кi – комплексный показатель качества i-го вида продукции;

Kiб – базовый комплексный показатель качества i-го вида продукции;

i = 1,..., s - количество видов продукции.

Индекс дефектности – это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции

Bi – коэффициент весомости i-го вида продукции;

Qi – относительный коэффициент дефектности продукции i-го вида, являющийся показателем качества изготовления продукции.

Коэффициент дефектности можно вычислить следующим образом

Кд - значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в рассматриваемом периоде;

Кдб – базовое значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в базовом периоде.

Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.

29 Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции, показатели измерения.

Конкурентоспособность предприятия определяется его способностью в долгосрочном плане сохранять или увеличивать свою долю на рынке конкретного товара или группы товаров.

При оценке конкурентоспособности предприятия необходимо, в первую очередь, анализировать номенклатуру выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность. Именно продукция с её качеством, упаковкой, сервисом, рекламой и т.д. привлекает не только покупателя, но и бизнесмена, акционера, инвестора.

Сегодня к числу наиболее эффективных средств повышения качества продукции, работ, услуг, а также экспортных возможностей производителей относится сертификация. И, в частности, сертификация продукции на соответствие международным стандартам качества серии ISO 9000, которые устанавливает единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании.

Общие правила оценки конкурентоспособности предприятия следующие:

- выбор и анализ рынка для реализации товара;

- изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров;

- выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы для сравнения;

- определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке, и установление набора единичных показателей по этим группам параметров;

- выбор методик расчёта, определение и анализ сводных показателей по товарным группам;

- выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширения его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и др.

Конкурентоспособностьтоварасравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств (параметров) относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Конкурентоспособность товара рассматривается с точки зрения потребителя. Покупателя прежде всего интересует эффективность потребления (Эп), определяемая как отношение суммарного полезного эффекта (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (З). Т.е. полные затраты покупателя складываются из двух частей – расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, что вместе составляет «цену потребления». Она существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Следовательно, условие конкурентоспособности товара с точки зрения потребителя принимает вид:

Р

Эп = ------ max.

З

Для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо определить внутреннюю структуру (Р) и (З), рассчитать величины каждого элемента (параметра) и целенаправленно, выбрав определенную стратегию, влиять на них, максимизируя (или относительно повышая) показатель конкурентоспособности (К).

Полезный эффект (Р) каждого товара описывается своим набором качественных (потребительских) параметров. Потребительские параметры, как правило, подразделяются на два основных вида: «жесткие» и «мягкие».

«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики. «Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т. п.).

Определив набор потребительских параметров товара, далее необходимо эти параметры количественно определить, и перейти к их сопоставлению с параметрами образца (эталона). Образец должен принадлежать к тому же классу товаров, что и анализируемое изделие. Он должен быть наиболее представительным для данного рынка.

Степень соответствия параметров нашего изделия параметрам эталона можно выразить как процентное отношение, имея в виду, что параметры эталона соответствуют полному удовлетворению потребности, т.е. равны 100%.

Расчет можно провести по всем поддающимся количественной оценке параметрам, построив для каждого из них соответствующий параметрический индекс (Ji):

Pi

Ji = --------, (i = 1, …, n),

Pio

где Pi - значение i-го потребительского параметра оцениваемого товара; Pio - значение i-го потребительского параметра оцениваемого товара-образца.

Следует иметь в виду, что значение тех или иных потребительских параметров в формировании суммарного полезного эффекта может сильно варьироваться. Поэтому необходимо установить иерархию внутри перечня потребительских параметров, выделив на первый план те из них, которые имеют наибольшую значимость (вес) для потребителя. Вся потребность принимается за 100% и рассчитывается сводный параметрический индекс (Jp) равен:

Jp = ai х Ji (i = 1,…, n)

где n - число количественно анализируемых потребительских параметров; аi - вес i-го параметра, выявленный ранее группой экспертов; Ji - параметрический индекс i-го параметра.

Аналогично оцениваются стоимостные (экономические) параметры товара, отражающие элементы затрат покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления. Эти параметры определяются ценой изделий (С1), расходами на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налоги (С8), страховые взносы (С9) и т. д. В совокупности эти расходы составляют величину цены потребления (С).

Оценка конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам (Jc) сходна с анализом конкурентоспособности по потребительским параметрам, хотя здесь соизмерение показателей рассматриваемого изделия и образца происходит на стоимостной основе.

На основе сводных индексов конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам строится общий показатель уровня конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу, отражающий различия между ними в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат:

Jp

К = ------.

Jc

Если К > 1, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < 1 – уступает, если К = 1 – находится на одинаковом уровне.

Однако как показывает практика, достаточно полное представление о конкурентоспособности товара может дать его сопоставление не с одним, а с целым рядом наиболее представительных образцов, принадлежащих разным странам и фирмам.

30 Риски предприятия, их виды и особенности

Риск – категория вероятностная, и его измеряют как вероятность определенного уровня потерь. Каждый предприниматель устанавливает для себя приемлемую степень риска. В качестве допустимого риска можно принять угрозу полной потери прибыли от того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом.

Риск- это экономическая категория. Как экономическая ка­тегория он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возмож­ны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Под классификацией риска следует понимать распределение рис­ка на конкретные группы по определенным признакам для достиже­ния поставленных целей. Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей систе­ме. Она создает возможности для эффективного применения соот­ветствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.

В зависимости от основной причины возникновения рисков рис­ки делятся на следующие категории:

1) природно-естественные риски;

2) экологические;

3) политические;

4) транспортные;

5) предпринимательские риски.

К природно-естественным рискам относятся риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводне­ние, буря, пожар, эпидемия и т. п.

Экологические риски — это риски, связанные с загрязнением окружающей среды.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стра­не и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта.

К политическим рискам относятся:

— возможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внут­риполитической ситуации в стране, национализации, конфис­кации товаров и предприятий, введение эмбарго из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественни­ками обязательства и т. п.;

— введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на опреде­ленный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т. д.);

— неблагоприятное изменение налогового законодательства;

— запрет или ограничение конверсии национальной валюты в ва­люту платежа.

В этом случае обязательство перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

Транспортные риски — это риски, связанные с перевозками гру­зов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодо­рожным, самолетами и т. д.

Предпринимательские риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности, т. е. вероятность неполучения определенного результата в результате осуществле­ния мероприятий по использованию всего организационно-техни­ческого, производственного и научного потенциала фирмы. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки.

По структурному признаку предпринимательские риски делятся на:

— имущественный;

— производственный;

— торговый;

— маркетинговый;

— деловой;

— финансовый.

Имущественные риски — это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической сис­тем и т. п.

Производственные риски — риски, связанные с вероятностью (возможностью) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.

В производственной деятельности промышленного предприя­тия можно выделить следующие риски:

— риск полной остановки предприятия из-за невозможности за­ключения договоров на поставку необходимых при данной тех­нологии материалов, комплектующих деталей и других исход­ных продуктов;

— риск недополучения исходных материалов из-за срыва заклю­ченных договоров о поставке, а также риск невозврата денеж­ных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

— риск незаключения договоров на реализацию произведенной про­дукции, работ или услуг, т. е. риск полной или частичной нереа­лизации;

— риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

— риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

— риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

— ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую
предприятием продукцию и услуги, а также риск в определениицены на необходимые средства производства, используемое сырье, материны, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);

— риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реали­заторов, поставщиков и т. п.), так и самого предприятия.

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убыт­ком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недоставки товара и т. п.

Маркетинговые риски связаны с возможностью получения убытка по причине снижения конкурентоспособности продук­ции фирмы в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной поли­тики и т. д.

Деловой риск определяется такими факторами, как организа­ционно-технический потенциал предприятия, эффективность произ­водственной и инновационной деятельности, устойчивость финан­сового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.

Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств). Особенностью финансовых рис­ков является вероятность наступления ущерба в результате прове­дения какой-либо операции, которая осуществляется в финансово-кредитных или биржевых сферах.

Финансовые риски подразделяются на два вида:

1) риски, связанные с покупательной способностью денег;

2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег,относятся следующие разновидности рисков:

— инфляционные риски (инфляция означает обесценивание денег и, естественно, рост цен;

— дефляционные риски (дефляция — это процесс, обратный инф­ляции, выражается в снижении цен и, соответственно, в увеличе­нии покупательной способности денег);

— валютные риски;

— риски ликвидности.

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности более быстрыми темпами, чем растут. В результате предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск — это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических усло­вий предпринимательства и снижение их доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных по­терь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кре­дитных и других валютных операций.

Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за из­менения оценки их качества и потребительной стоимости. К ним могут относиться: а) возможные потери, вызванные невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно ко­роткий период времени в силу ухудшения рыночной конъюнкту­ры; б) возможность возникновения дефицита наличных средств или высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами.

Риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные рис­ки), подразделяются на:

— риск упущенной выгоды;

— риск снижения доходности;

— риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (по­бочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результа­те неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хо­зяйственной деятельности.

Риск снижения доходности может возникнуть в результате умень­шения размера процентов и дивидендов по портфельным инвести­циям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает следующие разновид­ности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными института­ми в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кре­дитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам
и другим ценным бумагам.

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться также мас­совый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фик­сированные проценты и по условиям выпуска, досрочно прини­маемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бу­маги с фиксированным процентом при текущем повышении сред­нерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои сред­ства, вложенные на указанных выше условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение сред­несрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным про­центом при текущем понижении среднерыночного процента в срав­нении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент.

Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в усло­виях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.

Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному рис­ку относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга. Кредит­ный риск может быть также разновидностью рисков прямых фи­нансовых потерь.

Риски прямых финансовых потерь включают следующие разно­видности:

1) биржевой риск;

2) селективный риск;

3) риск банкротства;

4) инновационный риск;

5) системный риск;

6) кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от бир­жевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммер­ческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т. п.

Селективные риски — это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в срав­нении с другими видами ценных бумаг при формировании инвести­ционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпри­нимателем собственного капитала и неспособности его рассчитать­ся по взятым на себя обязательствам.

Инновационный риск связан с тем, что нововведение, на разра­ботку которого были затрачены значительные средства, не найдет спроса на рынке.

Системный риск заключается в возможных изменениях в эконо­мической системе, которые могут повлиять на финансовое состоя­ние заемщика (например, изменение налогового законодательства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: