Многообразие форм позн-я. Специф филос, науч, образно-художественного и религиозного позн-я

Позн-е – творч деятельность Ч направленная на получение достоверных знаний о мире. Оно пон-ся как проц, деятельность, а знание – как продукт этой деятельности. Позн-е – специфическое чел отношение к миру. В проце позн-я происходит распредмечивание объекта, перевод его в идеально-знаковую форму. Далее, работая с этими символами, Ч получает возм-ть предвидеть рез-ты своей деятельности и развития природных явлений.

Позн-е социально обусловлено, т.е. пропущено сквозь призму социальности.

Позн-е – это ценность культуры. Поскольку Ч в мире действует (преобразует, трансформирует, подгоняет под себя), он нуждается в притоке инф-ции о мире. Преобразовательная деятельность Ч сег не может осуществляться без опоры не только на обыденное знание, но и на научное знание. Без позн-я об-во не может функционировать. Ч в позн-и не столько отражает мир, он творит (деятельностная парадигма). Позн-е – это творческая деятельность. В позн-и Ч ставит цели, конструирует будущее е открывает Т. о. для себя возм-ть творить. Позн-е, в отличие от др живых существ, – это деятельность творческая, поскольку обеспечивает не адаптацию, а возм-ть творить. Стимулы и мотивация позн-я поставляются и генерируются общ-м. Для постклассического понимания позн-я характерен плюрализм. На первый план выдвигается понимание позн-я как конструирования образов с помощью языка (напр, описание модели атома Резерфордом – кто-его знает, как оно там на самом деле есть, что там где крутится вокруг чего и как, а для нас удобно, наглядно).

Позн-е многообразно в своих проявлениях, в связи с чем возникает необходимость его структурирования.

1. Структурирование позн-я

Можно структурировать по-разному.

В диахронном срезе выделяют:

· Духовно-практическое позн-е – позн-е, вплетённое в фигуры человеческой практики, предпол генерацию практически ориентированного опыта, непосредственно включенного в ст-ру преобразовательной деятельности. Ч получает информацию непосредственно действуя в мире (в рез получ знание-умение)

· Духовно-теоретическое – оперирование вербализированным знанием, представленным в теоретической форме.

В антич появляется духовно-теоретическое позн-е – наука (лучше сказать протонаука), кот начинает оперировать символами в отрыве от объектов, кот за ними скрываются. (Рецептурное знание др древних Ц всегда оперировало символами в связи с объектами т.е. всегда знали что считали)

В синхронном срезе можно выделять по:

Ø предмету - позн-е может быть нацелено на: -природу, -общ-во, -внутр мир Ч;

Ø учитывая инструментарий и сам рез-т, выделяют философское, мифологическое, религиозное, научное, мораль, право и т.д.;

2. Специф некот форм позн-я

Объект у всех один и тот же – система Ч-мир, отличия по предмету, методам и рез-ту

Философское позн-е. Предмет – универсальные связи и отношения в системе Ч-мир. Методы – рационально-логические: диалектический, метафизич, ф-нологический, герменевтический и т.д. Каждая концепция оборачивается методом. Рез-т – модели связей в системе Ч-мир, зафиксированные с помощью универсалий культуры.

Искусство. Предмет – чел переживание своего присутствия в мире, субъективное отношение Ч к миру. Методы – они не выявлены как обязательные нормативные процедуры (“Ни один великий поэт не расскажет вам, как он писал музыку”). Рез-т – образы, зафиксированные с помощью разл средств (музыка, краски и т.д.).

Наука. Предмет – объектная сторона мира (то, каким является мир сам по себе, без Ч). Методы – рационально-логические методы. Они чётко эксплицированы, как и у Ф. Рез-т – научные факты, законы, теории.

Религия. Предмет – переживание Чом своей связи с абсолютом. Методы – не эксплицированы, также как в искусстве. У каждого Ч свой путь к вере, вере нельзя научить, её нельзя обосновать. Рез-т – религиозные чувства.


37. Наука как специфическая форма позн-я. Сущность, ст-ра и функции науки в совр обществе.

Под наукой пон-ся: особым образом организованная специализированная деятельность Ч, направленная на получение знания; рез-т этой деятельности – особ, специализированное знание о мире; соц институт, благодаря кот возможны 1) и 2), обеспечивающий эту деятельность.

Пробл-ка Ф науки не затрагивает 3) и 2), только 1); когда мы говорим о науке как о специфической форме позн-я, наука интересует нас, как деятельность. Наука – это объективное, обоснованное и системно организованное знание о мире. Научное знание свободно от личностных и ценностных характеристик. Науку интересует только объект. Она отказывается от рассмотрения всех привносимых Чом (субъектом) свойств и характеристик, его сп-бностей, умений, и даже средств позн-я коти оперирует Ч. Наука исключает всё субъективное. А вот рез-т художественного позн-я мира, напр, интересен нам, прежде всего, с точки зрения ценностных параметров, переживаний, ассоциаций.

1. Сущность науки (её выявление в сравнении с обыденным позн-ем)

  Наука Обыденное
  Нацелена на те фрагменты реальности, кот ещё не вовлечены в ст-ры практики. Наука даёт опережающий образ действительности. Нацелено на освоение мира повседневности, уже сложившегося мира. Обыденное позн-е рождается в ходе практики освоения этого мира.
  Системно организованное и обоснованное знание. Научное знание дает алгоритм – зная один фрагмент цепочки, мы по этой цепочки движемся к рез-ту. Зная алгоритм решения одн задачи, мы можем выйти на решение др задачи этого же класса. Это знание рецептурное. Алгоритмизация деятельности экономит усилия. Обыденное знание рассыпчато – это конгломерат фактов, идей. Это знание носит во многом рецептурный характер. Это знание необоснованно, не требует объяснения, т.к. оно заложено в самих ст-рах практики.
  Не может прибегнуть к традиции т.к. осваивает такие формы реальности, кот в традиции ещё не присутствуют. Обоснованно традицией, предписанием.
  Нельзя выдернуть какую-то часть из научной теории Если выдернуть что-то из обыденного знания оно не пострадает
  Нуждается в соответствующих средствах позн-я – приборы и теоретические методы Не нуждается в особых средствах
  Нуждается в особом языке Использует обычный язык
  Не может осуществляться без особой подготовки субъекта Субъектом является каждый Ч
  Осуществляет критическую рефлексию над своими рез-тами и методами Метод даже не эксплицируется (не выявляется)

2. Ст-ра науки

Если смотреть истор развёртку: Наука возникает в 17-18 вв. как естествознание. К середине 19 в. претерпевает дифференциацию по предметной области. В середине 19 в. возникает технознание, к концу 19 в. – научно-гуманитарное. Классификация по предметной области: гуманитарное, естественно-научное, техническое знание. Такая классификация, очевидно, ограниченна. Неклассическая наука приводит к появлению областей не укладывающихся в это классификацию: математика (ее нельзя причислить ник одн из этих форм, нет привязки к предмету), кибернетика, общая теория систем.

Тогда, учитывая связь с потребностями производства (близость к производству), классификация такая: фундаментальная наука (напр: квантовая механика) – изучение неких базисных структур Универсума; прикладное теоретическое знание (напр: физика полупроводников или твёрдого тела) – аппликация фундаментальных концепций определенным классом, предметные области больше обозначены; прикладное инженерное знание (сфера инженерных разработок) – аппликация знаний прикладного теоретического знания к решению практических задач. Недостаток – гуманитарные науки не вписываются в эту классификацию.

Учитывая специф деятельности и методы: эмпирический уровень, теоретический уровень исследования.

4. Осн функции науки

1. Мировоззренческая. Начиная с 18-19 вв. наука в культуре задаёт нов тип мировоззрения, отличный от филос, религиозного, мифолог.

В 19 в. – приложение науч исследований к процам производства =>

2. Производительная сила.

3. Социальная сила (поддерживает и развивает медицину, образование, коммуникации). Наука в целом обеспечивает функционирование в обществе социальных технологий.


38. Осн стр-гии исследования науки. Проблемное поле Ф науки.

Понятие науки. Под наукой пон-ся:- особым образом организованная специализированная деятельность Ч;

- рез-т этой деятельности – особ знание о мире;

- соц институт, благодаря кот возможны 1) и 2).

Наука играет важную роль в обществе, притягивает к себе внимание. И поэт возникает задача оптимизации самой науки.

Со второй половины 19 – нач. 20 в. развиваются 3 осн стр-гии исследования науки:

1) Дисциплинарное исследование науки (т.е. исследование науки в рамках ряда дисциплин, каждая из кот рассматривает определённые аспекты в науке);

2) Междисциплинарное исследование науки (науковедение);

3) Философско-методологическая страт.

Дисциплинарное исследование науки включает в себя несколько дисциплин:

1. История науки. Это первая дисциплина, приступившая к изучению науки. Она оформилась к концу 19 в. История науки прошла ряд этапов:

1) Просто хронология событий, биографии учёных – преобладало до 30-х г. 20 в.

2) История идей, проблем, их развития и решения.

3) Социокультурный подход (оформился к концу 20 в.) – рассматривает, как наука развивается в обществе, пытается проследить образ науки в культуре. Этот подход разделяется на две ветви:

· Внутренняя история науки – настаивает на том, что наука развивается под влиянием внутренних источников и импульсов, в кот, так или иначе, проявляют себя социокультурные факторы (Поппер, Лакатос)

· Внешняя история науки – пытается проследить прямое влияние социокультурных факторов (Кун, Фейербах)

2. Социология науки. Интересуется тем, как функционирует наука как соц институт. В связи с этим рассматривает проблемы: стимулирования научной деятельности; автономии науки; этики науки и т.д.

3. Логика науки. Изучает понятийный ап-т науки, как развивается и функционирует язык науки и т.д.

4. Психология науч творчества. Интересуется воображением, интуицией, мотивацией учёных. Рассматривает социально-психологические аспекты деятельности науч коллективов, специф коммуникации, лидерство в науке.

3. Междисциплинарная страт рассматривает науку как целостное образование. Появляется в начале 20 в. в работах Вернадского, Тимирязева. В середине 20 в. в ней намечаются 3 осн направления:

· Аналитическое направление – пытается изучить ст-ру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты.

· Наукометрия – статистические исследования информационных массивов науки. Занимается проблемой архивов, цитирования, приоритетов. Наука рассм-тся как машина, кот может быть описана путем введения цифровых параметров.

· Нормативное направление – обращено к анализу науки как соц института, взаимод науки и общ-а. Изучает взаимод науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы гос-венного регулирования науки.

4. Философско-методологическая страт. Это приложение теории позн-я в разл её версиях к решению вопра – что такое наука, какова её орг-я как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика науч знания.

Основное проблемное поле: ст-ра науч знания; формы и методы науч позн-я; процы динамики науки.

Ф по отношению к науке выступает как метазнание. Её интересует связка S‑O

наука

S’ – (S – O)

Фил и методолог

Фил науки появляется в первой половине 19 в. Первая версия в 30 гг. – позитивизм: Огюст Конт, первая попытка классификации наук. 60-70 гг. 19 в.- появляется проблема динамики науки: Спенсер и Миль под влиянием дарвинизма. Далее появляется неопозитивизм – рассматривает соотношение теоретического и эмпирического базиса науки (вопр, когда физика вышла к освоению микромира). Неопозитивизм также ставит вопр о ст-ре науч знания и анализа языка науки.

Вторая половина 20 в. – появляется социокультурный подход или постпозитивизм: акцентирует внимание на факторах эв-ции науки.

В наст время – интегративные подходы. В них делается попытка объединить потоки инф-ции не только из истории науки, языка науки, но и психологии и т.д. В качестве опорных точек выступают научные открытия. Это называется “кейс-стадис”.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: