Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации совр общ

Инф-ция (И.) – (от лат – ознакомление) – одно из ключевых понятий современной науки. До сер ХХ в. термин и использовался в обыденно-житейском смысле как сообщение, сведения. В математической теории инф-ции и кибернетике (1948 г. К. Шеннон, У. Уивер) под И. Стали поним те сведения, кот уменьшают степень неопределенности у получателя (по каналам связи). В синергетике И. Трактуют как «меру порядка», т.е. как противоположность энтропии, кот является мерой беспорядка, дезорг-и, хаотичности».

В отличие от инф. процов прир, cоц. И. сп-бна кодироваться и сохраняться в виде культуры. К-ра в эт смысле может понимся как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, кот несут необходимую для воспроизводства и изменения соц жизни информацию. Совершенствование культурных механизмов, обеспечивающих циркуляцию информационных потоков в О. (коммуникацию), сохранение, передачу соц. И. придает О. динамизм и импульс к развитию.

2. В 80-х г.г. ХХ в. качественное изм-е информационно-телекоммуникационных технологий привели к т. н. «информ. революции» (информационная революция» – 2-й этап современной НТР, кот началась в сер. ХХ в.). Можно выделить такие фундаментальные ее направления, кот во многом определяют сег направление и качество развития социума и культуры – проц информатизации и медиатизации общ-а.

Информатизацией можно назвать быстрый и всеобъемлющий проц становления и распространения информационно-телекоммуникационных технологий, кот становится объективной основой современных цивилизационных изменений общ-а, культуры и Ч. Информатизация – объективная предпосылка формирования инф-ого, постиндустриального, общ-а (ИО).

Теоретическое осмысление проца информатизации общ-а и его социальных и культурных последствий нашло свое отражение в ряде понятий и концептов – «инф-ый взрыв», «информационная революция», «информационное общ-во» «информатизация» и «медиатизация» общ-а и др., ставшие основой концепции информационого общ-а (И.О.)

Понятие И.О. обозначает: 1. социологическую и футурологическую концепцию, связывающую будущее человечества с производством и использованием инф-ции, прежде всего научно-технической; 2. принциально новую стадию сущ-е человечества, общ-во, в кот инф-ция становится решающим ресурсом развития и высшей ценностью. И.О. как теория – вариант социально-философской рефлексии над И.О. как становящейся новой соц реальностью.

3.1. Концепция И.О. разрабатывалась рядом исследователей из разл областей общ-вознания и является вариантом концепции постиндустриализма. Сам термин "информационное общ-во" впервые использовал еще в 1962 году американский экономист Фрэнсис Машлуп. Машлуп первым обратил внимание на рост потребности в высоко квалифицированном (информационно насыщенном) труде во всех осн сферах промышленности США.

3.2. Дэниэл Белл рассматривал рост влияния информационных ресурсов в общ-ной жизни как решающий фактор становления нового "постиндустриального" общ-а, свободного от противоречий и недостатков предыдущих общественных систем. По мысли Белла, информатизация труда ведет к росту творческой активности и самостоятельности работника, освобождая его от стандартной работы на "глобальном конвейере" индустриального типа.

3.3. Маршалл Маклюэн, разбиравший влияние нового инф-ого порядка на общественные умонастроения, определил его как оформление "глобальной деревни". В такой "деревне" частная жизнь людей существенно зависит от многообразн и равно доступных источников инф-ции, данные кот чаще всего принимаются на веру и не оцениваются критически. В глобальной деревне торжествует новая информационная мифология, которую создают масс-медиа.

3.4. Элвин Тоффлер, выдвинул идею "Третьей Волны" -- новой стадии сущ-е культуры и Ч в пространстве культуры. Третья Волна приходит на смену Первой (характерной для традиционно-аграрной культуры) и Второй (отражающей особенности индустриального общ-а). В первом случае Ч в проце социализации усваивал набор стандартов поведения в рамках "малого" культурного пространства своей семьи, деревни, общины и т.п. Во втором – столь же автоматически принимал ценности "большой" культуры своей страны, нации. Общ-во Третьей Волны, по Тоффлеру, дает Чу возм-ть свободного двж в пространстве культуры, право самостоятельного выбора жизненного сценария из многообразия информационных предложений. Мир теряет привычную целостность, но это естественная плата за прогресс. В эк-ке проц информатизации имеет несколько форм проявления. Во-первых, инф-ция становится основным ресурсом общ-а вместо прир рес. Как и производственные, эти ресурсы можно планировать, финансировать, контролировать через компьютерную базу. В обществе быстро развивается информационная индустрия, в кот выделяют «первичный информ. сектор» - информ. продукты (книги, передачи) и услуги, а также «вторичный информ. сектор» - те продукты и услуги, кот обеспечивают производство, переработку, хранение, распространение инф-ции - информационные технологии. Во-вторых, процы информатизации интегрируют мировую эк-ку в глобальную систему, четко скоординированную через телекоммуникации. Оба проца взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти изменения в эк-ке инициируют потребности в соответствующих кадрах, правовом обеспечении, изменениях культуры и коммуникации и т.д. 3.5. Французский исследователь Авраам Моль связывает становление И.О. с формированием принциально нового типа культуры. Моль предлагает называть его "войлочным" или "мозаичным". Вся предшествующая культура строилась по принцу жесткой иерархичности и системности, стремясь обеспечить максимальную упорядоченность общественных отношений и ценностных ориентаций.

Соврем «мозаичная» культура строится принциально иным образом. Поскольку высшей ценностью в ней становится инф-ция, социализация как проц освоения опр "культурной роли" превращается в погружение в хаос разноплановой, противоречивой информационной среды. Образованность больше не является усл-ем успеха. Системность знания уступает место умению непринужденно передвигаться на разл уровнях инф-ого пространства. Культурная программа индивида постоянно меняется, не успевая стать частью личного опыта. Подобные трансформации в чисто практическом аспекте оказываются достаточно успешным, однако приучают пользователя к упрощенному, "рекламному" стилю отношения к действительности. Сведения о мире формируются на уровне поверхностного знакомства, «яркой картинки". Единственная объективная хар-ка информационной среды – не качество, а плотность, насыщенность. Прежние поиски оптимальной формы управления общ-м сменяются стремлением создать максимально эффективный "творческий беспорядок", возвращающий индивиду свободу выбора формы и содержания информационных контактов. Как отмечает А. Моль, распространение подобного стиля присутствия-в-культуре создает принциально новые формы культурной идентичности – самоопределения личности в системе культуры. Для "мозаичной" культуры инф-ого общ-а характерен широкий спектр возможных ценностных ориентаций и стилей жизни. Основанием для "прописки" в культуре здесь становится выбор конкретной модели инф-ого обмена. Многообразие выбора (вербальное общение, кино, электронная почта, телевидение, кабельные сети, компьютер, правительственные базы данных, электронные информационные бюллетени, дискуссии on-line или chats, FM радио и т.п.) создает возм-ть самореализации в качестве партнера по сетевой игре, делового партнера, участника профессиональной группы, подписчика электронного бюллетеня, одного из группы сетевого общения – "чата" и т.п. В этой культуре разрушаются привычные с-мы ценностей, она хаотична и фрагментарна, в ней нет единого "плана" и четкой соц иерархии. Характерной чертой совр инф-ого пространства становится его принциальная нелинейность.

В таком обществе и культуре «инф-ый взрыв» сопровождается новым витком развития «4-й» власти (наряду с традиционными ветвями) средств массовой инф-ции и коммуникации - масс-медиа, (СМИ). Материальной основой СМИ являются технические устройства, позволяющие быстро передавать и тиражировать информацию. СМИ выполняют просветительную, образовательную, воспитательную, коммуникативную, регулятивную функции в обществе: они формируют шкалу ценностей, влияют на моду и стиль общения, диктуют политический выбор и определяют объем продаж товаров и т.д.

4. Бесспорные преимущества нов информационных технологий – это оперативность, высокая скорость коммуникации, достаточно широкая база данных практически по всем сферам жизни общ-а и уникальная возм-ть построения бесцензурной культурной среды. Масс-медиа приобретают все более явный статус одного из осн культуротворческих факторов и факторов политической, экономической, соц и культурной интеграции мирового сообщ-а. Вместе с тем проц информатизации и медиатизации общ-а и культуры сопровождается рядом неоднозначных процов.

Информатизация и масс-медиа влияют на политическую среду. С одн стор, нов инф-ый порядок трактует массовость прежде всего как общедоступность и предельную демократичность информационных источников, что сп-бствует контролю общ-а над г-вом и пресечению злоупотреблений властью. Однако при эт возникает ф-н информационной цензуры. То, что не попало в масс-медиа практически не влияет на жизнь общ-а. "Этого не было, если об эт не рассказали в вечернем выпуске новостей". Если г-во, напр, является монопольным собственником масс-медиа (как в СССР), доступ людей к многообразию достоверной соц и политической инф-ции ограничивается, если не прекращается вовсе. Еще одна проблема связана с возм-тью внешнего контроля за работой пользователя информационной сети путем отслеживания посещаемых им Web-страниц и адресов электронной почты, с созданием "инф-ого досье". Это создает возм-ть нарушения целого ряда естественных, гражданских, политических прав Ч.

С одн стор, новая информационная реальность может привести к кризису общественных систем, основанных на доминирующей власти замкнутых правящих элит и идеологической монолитности. С др стор, национальные политические и эк элиты сменяются транснациональными, контроль за коти практически невозможен. Новая информационная среда формирует нов тип соц действия, основанный на активном поиске оптимальных усл-й для личностной самореализации. В качестве наиболее характерного образца культурного поведения "позитивный идеологический плюрализм" все чаще приходит на смену "тотальной лояльности стране и нации".

Меняющаяся медиа-среда существенно меняет среду социальную. С одн стор, она становится основой для развития многообразн и доступных форм образования, меняя при эт качество и численность среднего класса. Масс-медиа инф-ого общ-а из "формовщика сознания" превращаются в создателей своеобразного поля возможностей, многообразия информационных предложений. С др стор, возникает структурная безработица, когда лишенными рабочих мест оказываются те, кто не владеет компьютером и не знаком с основами работы в Интернете -- Всемирной Паутине. Формируются новые формы профессиональной занятости, когда благодаря Интернету политические границы и географическая отдаленность перестают быть препятствиями для продуктивной совместной работы.

Информатизация и масс-медиа вторгаются в сферу межличностных отношений и процы общения людей, меняют их поведение. С одн стор, локальное информационное пространство как своеобразный "инф-ый двойник" индивида одновременно и защищает Ч от нежелательного или ненужного /"агрессивно-репрессивного"/ воздействия соц среды, и обеспечивает его необходимыми и подобранными "по росту" каналами соц коммуникации. С др стор, идет сокращение числа "живых" человеческих контактов, перевод социальных отношений в виртуальную форму. Возникают и новые модели отклоняющегося поведения - хакеры,, сетевые авантюристы, дрейфующие по Интернету в поисках острых ощущений, сетевая порнография и так называемый "киберсекс", сетевое мошенничество, переброса крупных средств на чужие банковские счета путем "подбора" ключа или подделки данных подлинного пользователя.

Как мы видим, новые социальные реалии прямо не зависят от взаимоотношений масс-медиа и власти. Интернет и масс-медиа - не гарант демократических свобод, а лишь одна из их возможных предпосылок. Компьютеризация меняет ст-ру занятости, но не сп-бна изменить политических или религиозных убеждений пользователя. Масс-медиа оказываются лишь средством, пригодным для действия в любом желаемом направлении. Новая информационная культура предлагает нам практически то же, что и традиционная: не саму гармонию, а ее возм-ть. В информационном обществе гармония становится личным делом каждого. В той мере, в какой индивид оказывается сп-бным эффективно подключиться в медиа-систему и продуктивно регулировать свои взаимоотношения с ней. Т. о., в контексте имеющихся тенденций развития передовых стран ИО можно определить как такое, в кот инф-ция и уровень ее использования меняют качество жизни, перспективы эк и соц развития.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: