Э.- иррационалистическое направ. в совр. филии. Возникло после 1МВ в Герм., после 2МВ - в ост. странах. Различают Э. религиоз. (Бердяев, Ясперс) и атеистич. (Хайдеггер, Сартр, Камю). Отражение кризиса поверхоптим. миропоним. - не выдер. испытаний 20в. Большое знач. - непоср. созерцанию, интуиции, воле, чем разуму. Предмет фил-ии - смысл бытия.
Осн. принцип - чел-к делает самого себя®несет отв-ть за все, что происх. с ним и с др. людьми. Процесс обретения сущности длится всю жизнь. Зад. фил-ии - в обращ. к конкр. индивиду, к его жизни. Бытие чел-ка как индивида - гл. проблема фил-ии, т.к. подлинно историч. раскр. только в сфере индивид., однократ. и неповтор.
Сартр: индивид дан лишь в момент. решении и действии, прош. и будущ. сущ-т только в той мере, в какой он связ. своими действиями в наст. Индивид всегда м. отказаться от вып-ия обяз-в®абс. свободен и недетерминирован обст-ми. Жизнь-прыжок из ситуации в ситуации, каждая из них новая®индивид лиш-ся традиц. связей®чел. бытие и история - простая, несв. послед-ть ситуаций.
|
|
Хайдеггер: чел-к сам создает сам свою сущность®сущ-ние всегда предшествует сущности; критерий выбора - совесть.
Камю: чел-к, осознавший себя и свои границы, противопоставивший себя миру бунтом; бунт - придает ценность чел. жизни.
Чел-к - шифрограмма; есть ситуации, в к-рых сущность раскрывается - пограничные болезнь, смерть). Чел-к рожден быть свободным; св-да понимается неск. субъет. - значит делать, что хочу; но св-да не всегда по желанию: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Почему чел-к предпочитает жить в общ-ве?-в подсознании - страх смерти: в один-ве сильнее, чем в коллективе. Но успокаивать себя тем, что кто-то тоже умрет нельзя - каждый умирает в одиночку. Смерти бояться не надо®сущность. Жизнь подготовка к смерти.
+ психолог. анализ
- субъет. св-да, недооценка жизни.