История становления органов хозяйственного судопроизводства

Прототипом хозяйственных судов были коммерческие суды, появившиеся в начале хіх века и рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. Первый коммерческий суд был основан в 1808 г. Губернатором новороссии герцогом ришелье в г. Одессе по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во франции в ту эпоху. К началу хх в. Коммерческих судов было четыре — в москве, петербурге, харькове и одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть вполне разрешаемы и общими судами.

В первые годы после октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

В 20-х годах в период новой экономической политики в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Возникновение арбитражных комиссий было обусловлено хозяйственной реформой 1921—1923 годов, направленной на усиление действия закона стоимости, значения таких экономических рычагов в управлении народным хозяйством, как цена, стоимость, коммерческий расчет. При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям толковалась сугубо ограничительно и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах.

В связи с переходом на преимущественно административное регулирование хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду со многими другими структурами рыночной экономики.

В мае 1931 года в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж. В положении о государ-ственном арбитраже, утвержденном постановлением цик и снк ссср от 3 мая 1931 г., было записано, что госарбитраж учреждается «для разрешения имущественных споров между учреждениями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета».

С момента образования арбитраж существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. П.).

В августе 1960 г. Совет министров ссср отменил положение о государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое положение о государственном арбитраже при совете министров ссср, в котором указано, что госарбитраж является органом по разрешению хозяйственных споров между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, организациями и учреждениями.

В принятом 7 августа 1970 г. Постановлении совета министров ссср «о повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» указано, что основными задачами органов арбитража являются: а) осуществление защиты имущественных прав и законных интересов предприятий, организаций и учреждений при разрешении хозяйственных споров; б) содействие повышению эффективности общественного производства, укреплению хозяйственного расчета, развитию рациональных хозяйственных связей между предприятиями, организациями и учреждениями, усилению роли договора в их отношениях и развитию сотрудничества между ними в выполнении народнохозяйственного плана; в) активное воздействие при разрешении хозяйственных споров на предприятия, организации и учреждения в деле соблюдения ими социалистической законности и государственной дисциплины при выполнении плановых заданий и договорных обязательств; борьба с проявлениями местничества и ведомственности; г) систематическое изучение и обобщение арбитражной практики и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование хозяйственных отношений, а также на устранение недостатков в деятельности предприятий, организаций и учреждений.

До 1974 г. Нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. Е. Система была несоподчиненной. 17 января 1974 г. Госарбитраж ссср был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое положение о государственном арбитраже при совете министров ссср.

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после принятия конституции ссср 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись законом «о государственном арбитраже в ссср» (30 ноября 1979 г.). На основе этого законодательства были приняты положение о государственном арбитраже при совете министров ссср и правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.

Система арбитражей была отменена с 1 марта 1992 г. В п. 2 постановления верховной рады украины от 6 ноября 1991 г. О введении в действие арбитражного процессуального кодекса украины записано: «дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов украины, которые до 1 марта 1992 г. Разрешаются согласно действующему законодательству судами, арбитражами министерств, государственных комитетов, ведомств, налоговыми инспекциями, банками, вышестоящими по отношению к должникам органами, а также иными государственными, кооперативными и общественными органами, начатые и не оконченные производством до 1 марта 1992 года, подлежат разрешению указанными органами».

В связи с принятием в 1991 г. Закона украины «об арбитражном суде» и арбитражного процессуального кодекса украины система госарбитражей была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды. В украине начинают действовать высший арбитражный суд украины, арбитражный суд республики крым, арбитражные суды областей, городов киева и севастополя, которые составляют единую систему арбитражных судов

Дальнейшее реформирование судебной власти произошло 21 июня 2001 г., когда верховной радой украины были приняты законы о внесении изменений в закон украины «о судоустройстве украины», в закон украины «об арбитражном суде», в арбитражный процессуальный кодекс украины.

В соответствии со ст. 19 закона украины «о судоустройстве украины» в системе судов общей юрисдикции образуются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций. Следовательно, правосудие в хозяйственных отношениях осуществляется специализированным судом — хозяйственным судом.

Таким образом, хозяйственный процесс был приближен по основным своим характеристикам к действующей международной модели гражданского судопроизводства и теперь более соответствует ныне складывающимся социально-экономическим реалиям. Новое законодательство отвечает многим потребностям национальной судебной практики, однако оно не является идеальным и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: