Античной философией называют совокупность философских учений, развившихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.
Этапы развития античной философии:
1. Ранний (досократический) — VII — V вв. до н. э.;
2. классический (сократический) — середина V — конец IV вв. до н. э.;
3. эллинистический — конец IV — II вв. до н. э.;
4. римский — I в. до н. э. — VI в. н. э.
Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.
Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования - декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму.
Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
Философы этого периода также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже "досократиков":
|
|
* меньше уделяли внимания поиску первоначала;
* выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;
* допускали роль богов и идей в разработке природы и Космоса;
* положили начало спору меж материализмом и идеализмом;
* показали энтузиазм к проблеме человека, общества, страны;
* от декларативно-догматического способа философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
* внесли вклад в развитие логики.
Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
* кризис античных моральных и философских ценностей;
* понижение ужаса перед богами и другими сверхъестественными силами, уважения к ним;
* отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
* поиск физической и духовной опоры в самом себе;
* рвение к отрешению от реальности.
более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.
Для философии римского периода было типично:
* взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;
* фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну -- античную философию;
* влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
* маленькое внимание к проблемам окружающей природы;
|
|
* завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
* расцвет эстетики;
* расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;
* преобладание идеализма над материализмом;
* все более нередкое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
* завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни;
* рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
* постепенное слияние античной и христианской философий, их перевоплощение в средневековую теологическую философию.
Общая характеристика античной философии трудна в понимании и осмыслении. Это связано с проблемами понимания и осмысления данной философии. Основные проблемы античной философии связаны со своеобразием данного исторического периода, а также с длительным этапом ее развития. Зачастую историки и исследователи философской мысли сталкиваются с десятками мнений разных философов по поводу одного и того же явления. Это связано с неоднозначностью античной философии. Общая характеристика античной философии также затруднена из-за недостаточной степени изученности. Скудная изученность связана с отсутствием документальных сведений об определенном периоде развития философии.
Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политической.
Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Он попытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений, чем была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.
Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем.
Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 — после 540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.
Третий представитель Милетской школы — Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.