ТЕМА 7. Философская антропология

План

1. Проблема человека в истории философии.

2. Проблемы антропогенеза.

3. Биологическое и социальное в развитии человека.

4. Бессознательное и сознательное в человеке.

5. Смысл и цель жизни человека.

6. Понятие ценностей.

7. Социальные ценности и социализация личности.

Термин «антропология» был впервые употреблен Аристотелем для обозначения той части философии, которая изучает человека. Проблема человека – одна из самых важных в философии. Особенно она актуальна на переломных моментах развития общества, когда остро встает вопрос о цели и смысле человеческого существования. Древнейшие представления о человеке представлены в памятнике древнеиндийской литературе – Ведах. Человек считается тем совершеннее, чем больше он достигает успеха в освобождении от страстей. В древнекитайской философии нравственное поведение человека было предметом рассмотрения Конфуция. Особое внимание он уделяет принципу сяо (сыновья почтительность), являющемуся эффективным методом управления страной. В даосизме поведение человека должно согласовываться с закономерностями развития природы и общества. Важнейшей чертой древневосточной философии человека является ее ориентация на совершенствование его внутреннего мира.

В философии Древней Греции поворот к антропологической проблематике связан с деятельностью софистов, Сократа. Сократ впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что добродетель есть знание. Учение Платона о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. У Августина Блаженного человек – это противоположность души и тела. Душа делает человека человеком. Для Фомы Аквинского человек представляет собой единство души и тела.

В философской антропологии эпохи Возрождения и Нового времени появляются мотивы индивидуализма, эгоизма, утилитаризма. Нужно обратить внимание на учение о человеке Т. Гоббса, Б. Паскаля, Р. Декарта, Ж. Ламетри. Исходным принципом поведения человека, по И. Канту, должен быть категорический императив – требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью и поэтому не должна рассматриваться как средство осуществления каких-либо задач. У Гегеля личность, в отличии от индивида, начинается только с осознания человеком себя как существа свободного. Рассматривая антропологическую проблематику в русской философии, нужно охарактеризовать два основных направления: а) материалистические учения революционных демократов (В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов); б) концепции представителей религиозной философии (Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др.). В ХХ в. возникает идейное течение, представителей которого объединяет стремление создать новую целостную философско-антропологическую концепцию на основе обобщения результатов естественнонаучных и гуманитарных исследований человека. Это течение М. Шелер и его последователи (Г. Плесснер, А. Гелен, Э. Ротхакер и др.) называют философской антропологией. Задача философской антропологии – выработать единую идею человека, определить его сущность.

В философской антропологии различаются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Понятие «личность» включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. В понятие личности не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Человека делает личностью его индивидуальность, социальная самобытность. Личность рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений. Как формируется социально-деятельностная сущность человека? В социализации как процессе усвоения индивидом знаний, норм, ценностей. Также важной характеристикой личности является ее нравственно-духовная сущность. Поэтому в содержание личности включаются личностные ориентации. Через поступки человека проявляются свобода и ответственность личности.

Научное осмысление проблем антропогенеза началось в ХIХ в. Эволюционную теорию живой природы создал Ж.Б. Ламарк. Ч. Дарвин показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Трудовую теорию антропогенеза создал Ф. Энгельс. Именно с трудовой деятельностью Ф. Энгельс связывал развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей. В конце 20-х гг. ХХ в. произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. П. Тейяр де Шарден в работе «Феномен человека» изложил эволюционную теорию антропогенеза. Этот ученый был одним из открывателей синантропа. Тем самым было найдено недостающее звено между обезьяночеловеком и неандертальцем. В этом же вопросе необходимо с позиций современного естествознания охарактеризовать формы архантропа, палеоантропа, неоантропа. Эволюция человека относится к социальной стороне его жизни. С тех пор как человек выделился из животного мира, биологическая эволюция перестала иметь решающее значение. Политические, экономические, социальные изменения прямо влияют на уменьшение зависимости человека от естественного отбора. В современной литературе по вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два различных подхода: а) панбиологизм;

б) пансоциологизм.

Характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование. Биологическое и социальное в человеке находятся в тесной взаимосвязи. Затем надо рассмотреть социально-деятельную сущность человека, проблему существования человека, диалектику сущности и существования человека. Проблема человеческого существования нашла наиболее полое выражение в экзистенциализме.

С вопросом биологического и социального тесно связана проблема бессознательного и сознательного. Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал З. Фрейд (см. тему № 2). Развивая теорию З. Фрейда, К.Г. Юнг вводит понятия: коллективное бессознательное, архетип. Одним из наиболее важных факторов, по Э. Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека. Человек подчинен природе, но одновременно – это и человек. По Фромму, новая эпоха, связанная с развитием рыночных отношений, рождает и «человека нового типа», обладающего рыночным характером.

Философская антропология ставит и решает вопрос о смысле жизни человека. Разные философские учения по-разному отвечают на этот вопрос. Можно выделить несколько моделей ответа: а) смысл жизни заключается в ее духовных основах; б) смысл жизни состоит в прогрессивном развитии человечества; в) человек сам привносит смысл в свою жизнь; г) отрицание смысла жизни. Русские писатели (и философы) в своих произведениях пытались ответить на этот вопрос. Л.Н. Толстой пришел к выводу, что смысл и цель жизни человека состоит в нравственном самосовершенствовании личности. У Ф.М. Достоевского вопрос о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. В атеистическом экзистенциализме (А. Камю) утверждается бессмысленность человеческого существования.

В жизни человека большую роль играют ценности. Сократ впервые поставил вопрос: «что есть благо?» Это основной вопрос теории ценностей. Понятие «ценность» в специальном, узком значении впервые употребил И. Кант. Ценности – это требования, цели, стоящие перед человеком. В ХХ в. философское учение о ценностях выделилось в самостоятельную дисциплину и стало называться аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей: а) натуралистический психологизм (Дж. Дьюи); б) аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); в) персоналистический онтологизм (М. Шелер); г) социологическая концепция ценностей (основатель − М. Вебер). Необходимо раскрыть содержание каждого из перечисленных направлений. Ценности – это значимые для человека объекты (материальные или духовные). Ценности – это устойчивые представления о том, что отвечает каким-то потребностям, намерениям общества. В ценности отражено отношение человека к предмету. Ценности могут быть предметными и субъектными. Они всегда носят социальный характер. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций. Эта система выступает регулятором развития личности. Выделяют ценности-цели и ценности-средства. Высшей и абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. К высшим ценностям относятся наиболее общие для всех людей, такие как смысл жизни, добро, идеал, справедливость, истина, свобода и др. С проблемой высших ценностей связана проблема «экзистенциального вакуума». Это состояние человека, не нашедшего свои ценности. Ценности-средства подчинены высшим ценностям. Далее необходимо рассмотреть специфические ценности восточного и западного типов культур. Далее можно рассмотреть рыночные ценности, иррациональные ценности, псевдонаучные ценности. Задача философии заключается в том, чтобы помочь соединить человека с миром рациональным образом, сделать мир действительно человечным.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности понимания человека в древневосточной философии?

2. В чем состоит понимание сущности человека в древнегреческой философии?

3. Каковы основные положения понимания сущности человека в философии Средневековья, Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии, русской философии?

4. Каковы основные движущие силы антропогенеза?

5. Какие ответы существовали в истории философской мысли на вопрос о цели и смысле жизни?

6. Что такое ценность? Какие существуют виды ценностей?

7. Какова природа ценностей?

ТЕСТЫ

1. Орудийно-трудовая теория антропогенеза создана: а) В.И. Вернадским; б) Ф. Энгельсом; в) В.И. Лениным; г) Ч. Дарвиным.

2. Назовите четыре фактора, благодаря которым мозг обезьяны превратился в человеческий мозг………………………………………...

3. Принцип «сяо» в древнекитайском учении о человеке означал: а) скромность; б) сыновью почтительность; в) гуманность; г) великодушие и благопристойность.

4. Впервые в Древней Греции этот философ, исследуя человека, обосновал принцип этического рационализма: а) Сократ; б) Платон; в) Гераклит; г) Августин.

5. Философская анторопология как идейное течение появилось: а) в ХХ в.; б) в ХVII-ХIХ вв.; в) в VI в. до н. э.; г) в ХIV-ХVI вв.

6. Индивид – это: а) творческий человек; б) индивидуальное выражение субъект-объектных отношений; в) всесторонне развитая личность; г) единичный представитель человеческого рода.

7. К духовным ценностям относятся: а) нравственные ценности; б) политические ценности; в) эстетические ценности; г) справедливость; д) права человека; е) религиозные ценности; ж) научная честность

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Объясните, каким образом такие социальные факторы, как труд, физическая культура, спорт, питание, психика оказывают влияние на физическое развитие человека?

2. Прочитайте текст: «любому квалифицированному биологу трудно себе представить, что можно сомневаться в реальности эволюции в наши дни, когда эволюционная биология добилась невиданных успехов, а доказательства эволюционных взглядов, полученные генетиками, молекулярными биологами, палеонтологами, эмбриологами, специалистами по сравнительной анатомии и т.д., настолько многочисленны, разнообразны и надежны, что оспаривать их казалось бы, просто немыслимо». (Марков А.В. Почему так живуч креационизм? // Экология и жизнь. 2009. №5. С.4.) Ответьте на вопрос:

– Какие современные научные данные доказывают естественное происхождение человека?

3. Какие прикладные моральные проблемы возникли во второй половине ХХ века? Как они решаются?

4. Каковы сущность и основные функции религии?

5. Что такое свобода совести?

6. В статье Канта «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» отмечается, что чувства возвышенного и прекрасного отличаются по воздействию. Возвышенное связанно со страхом и внушает уважение, красивое – с радостным и веселым и внушает любовь. Ответьте на вопрос:

– Какие еще эстетические ценности существуют? Охарактеризуйте их.

7. Прочитайте работу Э. Фромма «Бегство от свободы» и ответьте на вопросы:

– Какие два аспекта свободы выделяет Э. Фромм?

– Почему люди страшатся свободы?

– Каковы механизмы бегства от свободы?

8. В чем состоит смысл существования и предназначения человека? Есть ли смысл жизни у каждого человека? Задумывались ли вы, в чем смысл вашей жизни?

9. Прочитайте текст: «На основе выводов философов, экономистов, психологов, юристов, социологов и др. определен моральный уровень российского общества начала ХХI в. – «моральная деградация» (Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. №10). Ответьте на вопросы:

– Каковы причины моральной деградации российского общества?

– Каковы пути возрождения нравственности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: