Самобытность развития философии России связана
с тем, что здесь меньшее место было уделено пробле-
мам гносеологии, познанию в целом, а на первый план
вышли социально-антропологическая и нравственно-
религиозная проблемы. Временем появления филосо-
фии в России в ее современном значении, по словам
исследователей, можно считать 1 755 г. - год основа-
ния Московского университета, т. е. эпоху Просвеще-
ния. Однако и до этого периода философия в России
существовала. В развитии русской философии можно
выделить следующие этапы. ≪Подготовительный пери-
од≫, или ≪пролог≫ (XIV—VIII вв.) В. В. Зеньковский
(1881—962) указывает на сборник ≪Диоптра≫
(1 305 г.), в котором уже выдвигаются и обсуждаются
философские вопросы. До эпохи Петра Великого в рус-
ской философии решение проблем было проникнуто ду-
хом мистического реализма и интуитивными озарения-
ми. Философствующий человек этого периода реализует
свои мысли в собственных деяниях и поведении. Наи-
более крупной фигурой до XIX в. является Г. С. Сково-
|
|
рода (1722-1794), который в рамках христиан-
ской философии ставит общефилософские проблемы
гносеологии, антропологии, метафизики и этики, наме-
чая в то же время пути свободной, отделенной от рели-
гии философии.
Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется разви-
тием светской культуры в России под влиянием идей
европейского Просвещения и связан с разработкой
социальных учений. В это время живут и действуют
такие мыслители, как В. Н. Татищев, М. М. Щерба-
тов, А. Н. Радищев, в трудах которых превалирует
^социальная и нравственная проблематика. В этот пе-