Человек в мире природы

Природа - одна из сфер человеческого бытия. В ши-

роком смысле слова это все сущее, бесконечное

многообразие конкретных проявлений мира. Понятие

≪природа≫ характеризует каждое сущее, включая и че-

ловека, это своеобразное ≪ядро≫ вещи, совокупность

существенных признаков, сторон вещи. Природа в уз-

ком смысле - естественная часть мира, естествен-

ная среда обитания человека.

В древности силы природы персонифицировались

в образах богов, человек ощущал свою слабость в про-

тивостоянии им.

В античном мышлении природа понималась как

подвижное целое, а человек - как одна из ее частей.

Идеалом считалось жить в согласии с природой.

В Средневековье природа ставилась ниже, чем

человек, ибо последний мыслился как образ и подо-

бие Бога, как венец творения и царь природы. Счита-

лось, что в природе воплощен божественный план.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл

для себя красоту. Подчеркивалось единство человека

и природы. Эта идея была далее развита в Новое вре-

мя. Человек - произведение природы, он существует

в природе, подчинен ее законам.

Классики марксизма подчеркивали связь челове-

ка, природы и общества, природы и истории, роль

материального производства в обеспечении их про-

тиворечивого единства, указывали на целенаправлен-

ный характер воздействия на природу, предупрежда-

ли, что при этом нельзя преувеличивать сознательное

начало-

Проблему единства человека и космоса обсуждали

русские космисты XIX—X вв. Современный чело-

Х в е к > по мнению К. Э. Циолковского, не является

завершающим звеном эволюции. ≪Разум и творчество

поднимут человека в космос, где со временем изме-

нится его физическая природа, он приблизится к выс-

шим организмам, населяющим межзвездное простран-

ство≫. Наукой XX в. сформулирован антропный

принцип, согласно __________которому ритмы Вселенной и че-

ловека близки или совпадают. Антропный принцип

требует рассматривать Вселенную как сложную само-

организующуюся систему, важнейшим элементом

которой является человек. Тем самым преодолева-

ется разрыв между объектом и субъектом, а мир при-

роды и мир человека сближаются.

Философы отмечают двойственную роль природы

по отношению к человеку. В конце XX в. природа рас-

сматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же

время как полный тайн и загадок друг человека.

По его мнению, необходимым дополнением ≪товари-

щеского сотрудничества≫ становится ≪сотрудничество≫

с природой.

Исходя из методологии ошибочно как преувеличи-

вать роль природы, так и недооценивать ее географи-

ческих факторов. Вторая половина XX в. утверждает

необходимость коэволюции, т. е. совместной эволюции

природы и человека, а также надобность сопоставлять

цели, средства и последствия такой деятельности.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на

борьбе за существование и естественном отборе, а на

процессах сотрудничества, взаимного обмена энер-

гией. Это наиболее реалистическая и здравая идея

преодоления разницы между природой и обществом,

она соединяет их в одно целое, развивая концепцию

динамического равновесия, стабильного развития

человечества. Благодаря этой концепции человек

предстает носителем коэволюции, целостности при-

роды и общества.

ному количеству источников информации, но и благо-

даря развитию и укреплению политических демокра-

тий.

Наиболее развитой является массовая культура

в наиболее развитом демократическом обществе.

Но важно и противоположное. В тоталитарных об-

ществах в культуре практически отсутствует деление

на массовую и элитарную. Вся культура объявляется

массовой, а на самом деле вся культура является

элитарной. Необходимым свойством продукции

массовой культуры должна быть занимательность,

чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее поку-

пали, и деньги, затраченные на нее, давали прибыль.

Сюжетная и стилистическая фактура продуктов мас-

совой культуры может быть примитивной с точки зре-

ния элитарной фундаментальной культуры, но она не

должна быть некачественно сделанной, а, наоборот,

в своей примитивности она должна быть совершен-

ной - только в этом случае ей обеспечен читатель-

ский и, без сомненья, коммерческий успех.

Используя семиотические термины, можно доба-

вить, что жанры массовой культуры должны обладать

жестким синтаксисом - внутренней структурой, но

при этом могут быть бедны семантически, в них мо-

жет отсутствовать глубокий смысл. В XX в. массовая

культура заменила фольклор, который тоже в синтак-

сическом плане построен чрезвычайно жестко.

Разновидностью текстов массовой культуры явля-

ются культовые тексты. Их главной особенностью

является то, что они настолько глубоко проникают

в массовое сознание, что продуцируют интертексты,

но не в себе, а в окружающей реальности.

(слои) производится не только по структуре экономи-

ческого базиса, но и по иным критериям: профессии,

доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает

также разделение интересов представителей города

и деревни, умственного и физического труда, произво-

дителей и потребителей, управляющих и управляемых,

общенародных, коллективно-групповых и индиви-

дуальных, общегосударственных и местных, нацио-

нальных, работающих и безработных и т.д.

Важной составной частью социальной политики яв-

ляется нахождение разумного соотношения общече-

ловеческого и национально-государственного интере-

сов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности,

следует рассматривать как единство этнического, со-

циально-экономического и культурно-исторического

компонентов, из которых преобладающий определяет-

ся конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно перепле-

тение процессов социальной интеграции (цельность)

и социальной дифференциации (различие). Происхо-

дят расширение хозяйственно-экономических связей,

политических и культурных контактов, интернациона-

лизация общественной жизни в целом, координиру-

ются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим

кризисом, болезнями, международной преступностью.

По мере развития общих черт жизни одновременно

усиливаются различия - профессиональные, культур-

но-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутри-

классовая и неклассовая социальная дифферен-

циация усиливается. Предположительно, что полное

упразднение социальных групп невозможно. В даль-

нейшем социальный организм будет усложняться, а не

превращаться в нечто однородное.

го


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: