Начал складываться в философии конца XIX - на-
Чала XX вв., когда с развитием науки был постав-
Лен вопрос о ее роли и месте в культуре. В этих усло-
Виях возник и антисциентизм.
Во время научно-технической революции в связи
Достижениями науки проявились отрицательные чер-
Ты сциентизма: он не учитывал сложную системную
Организацию общественной жизни, где наука занима-
Ет важное, но не доминирующее место. В качестве
Образца науки сциентизм обычно рассматривает
Естественные и точные науки.
Будучи не строго оформленной системой взглядов,
А идейной ориентацией, сциентизм проявляется
СЛ по-разному: от внешнего подражания точным наукам
— (искусственное применение математической симво-
Лики, нарочитое придание анализу философско-
Мировоззренческих или социально-гуманитарных проб-
Лем формы точных наук - аксиоматическое постро-
Ение, система дефиниций, логическая формализация)
|
|
До абсолютизации естественных наук как единствен-
Ного знания и отрицание философско-мировоззрен-
Ческой проблематики как лишенной познавательного
Смысла и значения (неопозитивизм).
Сциентизм недооценивает своеобразие филосо-
Фии по сравнению с другими науками, в отрицании
Философия выступает как особая форма обществен-
Ного сознания.
Сциентизм в социологии связан с отрицанием осо-
Бенностей объекта социального анализа по сравне-
Нию с объектами, исследуемыми в естественных на-
Уках, с игнорированием ценностных моментов,
Построений, имеющих выход в социально-философ-
7 1. ЧЕЛОВЕК В ≪ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ≫
XIX—начало XX в. - время появления ряда фило-
Софских течений.
Философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель,
О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон).
Дух - субстанция культуры - может быть понят не ра-
Ционально, а посредством внутреннего переживания,
Интуиции.
Культура - самобытная и локальная реальность
с особым менталитетом, ≪душевным настроем≫.
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий фи-
Лософ, филолог, проповедник индивидуализма, волюн-
Таризма и иррационализма: культура - средство по-
Давления и порабощения человека.
Философия жизни - оппозиция классическому
Рационализму, реакция на кризис механистического
Естествознания, базирующегося на принципе строго-
Сти и точности испытующего ума.
По традиции немецкого романтизма жизнь - это
|
|
Первичная и исходная реальность.
Для Ф. Ницше характерно необычное употребле-
ние понятия ≪философия≫.
Идеи - в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды
Попытки построения философской системы. По Ф. Ниц-
Ше, мир - постоянное становление и бесцельность, что