Основной принцип этической концепции А. Швей-
Цера - благоговение перед жизнью в любой форме,
Сохранение жизни, облегчение страданий живущих.
Духовная жизнь, по мнению А.Швейцера, идет нам на-
Встречу в природном бытии, благоговение перед
Жизнью относится и к природным, и к духовным явле-
Ниям, преклонение перед естественной жизнью неиз-
Бежно влечет за собой преклонение перед жизнью ду-
Ховной.
Объектом нравственного отношения для А. Швейцера
Становится любая жизнь - человека, природы, живот-
Ного мира, микроорганизмов. Он уравнивает нрав-
Ственную ценность всех существующих форм жизни.
А. Швейцер подчеркивал религиозный характер свое-
Го мировоззрения, усматривая явно положительные
Результаты взаимодействия и взаимопроникновения
Христианской нравственности и рационалистическо-
Го способа осмысления мира.
Развивая свою идею альтруизма, А. Швейцер выступает
Как строгий рационалист, с одной стороны, и как тонкий
Психолог - с другой. Одной из основополагающих явля-
Ется мысль о самоотречении как средстве творческой
Добродеятельности. Самоотречение в понимании
А.Швейцера не обесценивает человека как личность,
Не обкрадывает его духовно, но позволяет ему освобо-
Диться от эгоизма, предвзятости и излишнего субъекти-
Визма в оценке чужих поступков, от стремления судить
И осуждать других, платить за зло злом, мстить и т. п.
А. Швейцер толкует прощение как средство недо-
Пущения зла в человеческую душу. Он позволяет себе
Пренебречь злом и тем самым зло как бы отменяет,
Даже исключает.
А. Швейцер постоянно смещает привычные акцен-
Ты. Он переводит наше внимание со зла на добро и фик-
Сирует в нашем сознании последнее. Он не осуждает
Бездействие, но активно поддерживает всякое дей-
Ствие, направленное на сохранение жизни. Он вообще
Никого ни за что не осуждает.
Средневековая этика возвращается к переосмыс-
Лению содержания основных этических категорий,
И прежде всего добра и зла. У Августина зло тракту-
Ется как отсутствие или недостаточность добра. В то
Же время все сотворенное Богом причастно к идее
Абсолютного добра.
Этика позднего Средневековья {Фома Аквин-
Ский) связывает категории добра и зла с моральным
Выбором, проявлением свободы воли, которая в свою
Очередь соотносится с разумом и проявлением Бо-
Жественной благодати.
Эпоха Возрождения, как известно, имеет выра-
Женную гуманистическую направленность. Главным
Предметом исследования становится сам человек,
Рассматриваемый как единство телесной и духовной