в сфере электропотребления (подсистемы с электроприводом) [4]
Как уже отмечалось, электродвигатели широко применяются в промышленности, быту и т.д. Замена существующих двигателей на энергоэффективные двигатели (ЭЭД) и двигатели со ступенчатым изменением скорости представляет собой один из наиболее очевидных способов повышения энергоэффективности. Однако эти мероприятия должны осуществляться в контексте оптимизации всей системы, в состав которой входят двигатели. В противном случае существует риск:
• неиспользования потенциала оптимизации характеристик системы в целом, включая ее производительность, что позволило бы оптимизировать требования к мощности двигателей;
• потерь энергии в случае применения приводов с переменной скоростью в неподходящих условиях.
К основным общеэнергетическим системам, в которых используются электродвигатели, относятся:
• системы сжатого воздуха [4, раздел 3.7];
• насосные системы [4, раздел 3.8];
• системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (ОВКВ) [4, раздел 3.9] и др.
НДТ состоит в осуществлении мероприятий по оптимизации систем с электроприводом в следующей последовательности [4, раздел 3.6]:
1. оптимизация системы, использующей электродвигатели, как целого (например, системы охлаждения [4, раздел 1.5.1];
2. оптимизация электродвигателей, входящих в состав системы, на основе вновь определенных требований к мощности с использованием одного или нескольких методов, перечисленных в табл. 2.3 в соответствии с условиями применимости, приведенными в данной таблице;
3. после оптимизации энергопотребляющих систем, оптимизация оставшихся (неоптимизированных) двигателей с использованием методов, перечисленных в табл. 2.3 и следующих критериев:
- оставшиеся двигатели, эксплуатируемые более 2000 часов в год, являются приоритетными для замены на ЭЭД;
- для приводов, эксплуатируемых с переменной нагрузкой, функционирующих с мощностью менее 50 % максимальной более 20 % времени эксплуатации, время работы которых превышает 2000 часов в год, следует рассмотреть возможность замены приводами переменной скорости.
Таблица 2.3
Методы повышения энергоэффективности электродвигателей
Метод повышения энергоэффективности | Применимость | Раздел справочного документа[1] [4] |
Установка или модернизация системы | ||
Использование энергоэффективных двигателей | С учетом затрат за время жизненного цикла | 3.6.1 |
Выбор оптимальной номинальной мощности двигателя | С учетом затрат за время жизненного цикла | 3.6.2 |
Установка приводов с переменной (ступечатой) скоростью (ППС) | Использование ППС может быть ограничено вследствие соображений безопасности. В соответствии с нагрузкой. При наличии нескольких двигателей в системе, от которой требуется переменная производительность, (например, в системе сжатого воздуха) оптимальным может быть использование только одного привода с переменной скоростью | 3.6.3 |
Установка передачи/редукторов с высоким КПД | С учетом затрат за время жизненного цикла | 3.6.4 |
Использование: • жесткого соединения там, где это возможно; • синхронных или зубчатых ременных передач вместо обычных клиновидных; • косозубой цилиндрической передачи вместо червячной | Все системы | 3.6.4 |
Ремонт двигателя с обеспечением энергоэффективности или замена на ЭЭД | При проведении ремонта | 3.6.5 |
Перемотка: отказ от перемотки и замена на ЭЭД, или обращение к сертифицированной организации, осуществляющей ремонт с обеспечением энергоэффективности | При проведении ремонта | 3.6.6 |
Контроль качества электроснабжения | С учетом затрат за время жизненного цикла | 3.5 |
Эксплуатация и ТО системы | ||
Смазка, регулировка, настройка | Все системы | 2.9 |